Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
10 6 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС Каждая из вышеперечисленных целей и направлений педа гогической деятельности, безусловно, актуальна для общего об разования. Однако их реализация в реальной образовательной практике массовой школы существенно затруднена следующими обстоятельствами. 1. Цель деятельности, по определению, является её системо образующим компонентом, определяя отбор соответствую щего содержания образования (на уровне учебного предме та), и выбор адекватной технологии обучения (подчеркнём: не «инновационной» или «традиционной», а именно адекват ной поставленной цели и отобранному содержанию). 2. Урок, проектируемый в рамках компетентностного подхо да, — это принципиально иной урок, по сравнению с уро ком, решающим задачу усвоения теоретических знаний по учебному предмету, или уроком развития теоретического мышления младших школьником в системе развивающего обучения В.В. Давыдова. 3. Любая образовательная система (образовательный процесс) обладает ограниченным образовательным потенциалом. И достижение сразу нескольких целей (тем более тех, кото рые входят в противоречие друг с другом) становится весьма проблематичным. 4. Сегодня в нарушение всех методологических традиций мы сталкиваемся с обстоятельством, когда системообразую щим компонентом педагогической деятельности стано вится не целевой, а контрольно-оценочный её компонент, а именно подготовка к предстоящему экзамену. Именно в соответствии с этой «квазицелью» (разумеется, никем не де кларируемой, но активно реализуемой во множестве обра зовательных практик) осуществляется отбор содержания и выбор инструментально-технологических составляющих процесса обучения. 5. Цели, прямо ориентирующие проектирование образователь ного процесса на развитие, воспитание, самоактуализацию и самоопределение ученика в процессе обучения, остаются в лучшем случае благими пожеланиями, подразумевая, что они имманентно достигаются в ходе усвоения учениками учебного содержания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz