Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

10 6 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС Каждая из вышеперечисленных целей и направлений педа­ гогической деятельности, безусловно, актуальна для общего об­ разования. Однако их реализация в реальной образовательной практике массовой школы существенно затруднена следующими обстоятельствами. 1. Цель деятельности, по определению, является её системо­ образующим компонентом, определяя отбор соответствую­ щего содержания образования (на уровне учебного предме­ та), и выбор адекватной технологии обучения (подчеркнём: не «инновационной» или «традиционной», а именно адекват­ ной поставленной цели и отобранному содержанию). 2. Урок, проектируемый в рамках компетентностного подхо­ да, — это принципиально иной урок, по сравнению с уро­ ком, решающим задачу усвоения теоретических знаний по учебному предмету, или уроком развития теоретического мышления младших школьником в системе развивающего обучения В.В. Давыдова. 3. Любая образовательная система (образовательный процесс) обладает ограниченным образовательным потенциалом. И достижение сразу нескольких целей (тем более тех, кото­ рые входят в противоречие друг с другом) становится весьма проблематичным. 4. Сегодня в нарушение всех методологических традиций мы сталкиваемся с обстоятельством, когда системообразую­ щим компонентом педагогической деятельности стано­ вится не целевой, а контрольно-оценочный её компонент, а именно подготовка к предстоящему экзамену. Именно в соответствии с этой «квазицелью» (разумеется, никем не де­ кларируемой, но активно реализуемой во множестве обра­ зовательных практик) осуществляется отбор содержания и выбор инструментально-технологических составляющих процесса обучения. 5. Цели, прямо ориентирующие проектирование образователь­ ного процесса на развитие, воспитание, самоактуализацию и самоопределение ученика в процессе обучения, остаются в лучшем случае благими пожеланиями, подразумевая, что они имманентно достигаются в ходе усвоения учениками учебного содержания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz