Здесь мой причал ... : поэтический фотоальбом / [авт. проекта и изд. Юрий Левин]. - Мурманск : Левин Ю. М. : Радица-М, 2008 (Италия). - 317 с. : ил.

ло иного к себе отношения. Управлять-то ведь легче, если в регионе — своя власть, и за важными решениями не нужно в Питер ездить... Для людей в Кремле стало очевидным, что Кольский полуостров с его возникшей уже промышленной и жизненной инфраструктурой, за которому угадывалась и мощь, и возможности будущие, никак не вмещался уже в рамки заштатного провинциального округа Ленинградской области. Здесь, на месте, необходимо было иметь собствен­ ную систему региональной власти и управления. Вот тогда- то и пришел час рождения Мурманской области. А край менялся в ту пору и впрямь, не по дням, а по часам... Разве ж можно было бы вести сегодня разговоры о Штокмане, об освоении углеводородных закромов Ар­ ктики (богатство, истинные размеры которых, говорят, и подсчитать-то трудно), ежели бы не создание Севморпути. Уже в 1932-м возникло Главное управление Севморпути, и вскоре ледоколы пошли, потянули караваны с грузами с За­ пада на Восток через Арктику. Тяжело и важно гуднув, они уходят от стенки мурманских причалов куда-то очень дале­ ко в бескрайние ледяные пустыни. Считалось когда-то, что один из первых наших городов — древняя поморская Кола — «в трех верстах от ада». Вот, по сути, в этот полярный «ад», в неведомый арктический космос, и уходят. Направле­ ние — сверхважное, стратегическое. И в самом начале этой ледовой дороги — Мурманск, Кольский Север. Уже в 30-е ежегодно в Арктике работало до 50 мурманских пароходов. В тридцатые же на карте области появляется нынешний Кировск, а тогдашний Хибиногорск, Апатиты и трест «Апа­ тит», что позволило стране не только отказаться от закупки удобрений из-за рубежа, нодаже и поставлять часть фосфо­ ритов, нужных для сельского хозяйства на экспорт. К 1937-му в Мончетундре уже вырос Мончегорск, созда­ ли «Североникель». В Мурманске налажен механизм добы­ чи и обработки рыбы, к этому времени в составе тралового флота ни много, ни мало 67 судов. Соответственно, возникла и должная судоремонтная база, специально для кораблей, работавших на «Севморпути», построили ремонтный завод в мурманской Росте. Строительство и производство — это не просто железо, не только механизмы и сырье, это, опять же, в первую оче­ редь те, кто делает это железо живым. И люди сюда, повто­ рюсь, приезжали особые. Не только романтики, наверно, но и с некоей авантюрной жилкой непременной, готовые к риску, к самоотречению, даже, наверно, к подвигу. Такуж повелось, что осваивать неоткрытые, нехоженые земли брались люди особого склада, особой закалки — красивые, сильные, рис­ ковые, готовые к самоотречению и жесткой аскезе во имя общего дела. Именно они создавали Мурманскую область, делали ее такой, какой мы видим ее теперь — комфортной для жизни, обустроенной. В тридцатые население области стало больше вдва раза, появились новые города и поселки. Жизнь менялась. Причем, перемены эти в нас отзывались порой частностями, деталями бытовыми, которые в официальные отчеты о социалистическом строительстве чаще всего не попадали, адля обычного человека были важны очень и очень. Думаю, и объяснять не надо, какое для мурманчан огромное значение имел, к примеру, такой при­ вычныйдля современных северян асфальт— первая такая, за­ асфальтированная, улица в областном центре появилась в 39-м 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz