Здесь мой причал ... : поэтический фотоальбом / [авт. проекта и изд. Юрий Левин]. - Мурманск : Левин Ю. М. : Радица-М, 2008 (Италия). - 317 с. : ил.

ноги, стал красив и удобен для жизни. А восход-то вышел трудный. С Севером не пошутишь, а ко всему прочему эпоха, как раз накануне которой появился на карте страны будущий областной центр, выдалась уж очень беспокойная: револю­ ции, войны, кровь и смерть. Но — встал, выпрямился... За ним и другие города потянулись. Вспоминаю рассказ сына знаменитого нашего аса — Бориса Сафонова о том, что доехали они с отцом и мамой до Ваенги (так тогда называлась будущая столица Северного флота) на буксире, а на пристани — ветхой такой, деревян­ ной — вещи перегрузили на телегу. Так-то вот, на лошадке, на гужевом транспорте добрались до одного из первых та­ мошнихдомов, который и поныне стоит на главной улице Се­ вероморска, теперь носящей имя прославленного летчика. Сафонов родом из Тульской области, на Север, как и многих жителей Мурмана, привела его служба. Он навеки остался здесь — в Баренцевом море, погиб, защищая по­ лярные конвои. По ленд-лизу тогда в страну доставлялись из США и Англии жизненно необходимые воюющей стране грузы, без которых выстоять нам было бы намного сложнее. И путь военной техники — автомашин, самолетов, радиоап­ паратуры, продовольствия, многого другого на фронт, на пе­ редовую лежал через Мурманск. Шутка ли, за время войны мурманские портовики разгрузили 250 кораблей, перерабо­ тали более миллиона тонн военно-хозяйственных грузов. А когда-тодеревянная Ваенгадавно уже Североморск — красивый, современный город, лошадок там уж не встре­ тишь. Удивительна эта особенность человеческого миро­ восприятия. Все-то нам кажется, что окружающий мир, тот, каким мы его знаем, был таким всегда. Да нет, врешь. Тот 6 благоустроенный, комфортный мир создавался не сразу... За каждым домом, каждым предприятием, каждой ули­ цей — многолетний труд, судьбы людей. И то, чтодля наших дедушек и бабушек казалось диковинкой, для нас — обыден­ ность, естественная, почти незаметная часть жизни. Скажем, первый троллейбус прошел по мурманским улицам в 62-м, а сейчас это — общедоступный, самый популярный, главный в областном центре транспорт. ...Бывший Александровский уезд Архангельской гу­ бернии сам стал губернией еще в 1921-м. С 1927-го по 38-й Кольский полуостров — часть Ленинградской области, Мур­ манский ее округ. Областью округ стал в 1938 году. Именно тогда, 28 мая, Указом Президиума Верховного совета СССР была образо­ вана Мурманская область в составе Кировского, Кольского, Ловозерского, Полярного, Саамского, Териберского, Терс­ кого и города Мурманска, выделяемых из состава Ленинг­ радской области, и Кандалакшского района, выделяемого из состава Карельской АССР. К концу того насыщенного для северян событиями года в рамках нового административно­ го образования создается еще один район — Мончегорский. Чуть позже, в 40-м, после окончания советско-финляндской войны, в состав области вошли районы западной части полу­ островов Рыбачий и Средний. Образование Мурманской области не просто смена на­ звания, нет — ранг, статус сменился. И понятно почему — если взглянуть на перемены, что происходили в то время в крае, решение правительства выглядит совершенно естес­ твенным и логичным. День от дня меняющееся, растущее вширь и ввысь жизненное пространство Мурмана, требова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz