Объяснение в любви : поэтический фотоальбом / [авт.-сост. и изд.: Левин Ю. ; авт. текстов: Брицкая Т., Левин Ю. ; фот. Александрова Г. и др.]. - Санкт-Петербург : ДЕАН, 2016. - 309, [10] с. : фот., цв. фот., портр.

Романов-на-Мурмане стал послед­ ним городом, основанным в Российской империи. Рождение его пришлось на трагические годы - рвались снаряды Первой мировой, и уже сотни тысяч крестов стояли над безымянными сол­ датскими могилами. Тогда-то и вспом­ нился проект Сергея Витте, еще в 70-х годах XIX века настаивавшего на стро­ ительстве на диком севере «военного порта как опорного пункта, предостав­ ляющего русскому флоту свободный выход во всякое время года и при всех обстоятельствах». По мысли министра финансов, от военно-морской базы по­ тянулась бы вглубь России железная дорога. Идея была дорогостоящей и ка­ залась прожектерством. Но в разгар во­ йны северная артерия железной дороги стала незаменимой, как и незамерзаю­ щий порт, открывающий ворота грузам союзников по Антанте. Порт начали строить еще раньше. 1 сентября 1915 года американский па­ роход «Дротт» с грузом из Нью-Йорка пришвартовался к временной пристани на восточном берегу Кольского залива. Привез он рельсы и стрелки для буду­ щей железной дороги. И началось! Редкие домики вдоль портовой ли­ нии звались тогда поселком Семенов­ ским. Год спустя, когда порт принял пер­ вый миллион тонн грузов, его назвали городом. Решение об этом было скре­ плено подписью российского импера- тора-мученика Николая II. И 4 октября 1916 года на холме в центре города, существовавшего еще лишь на планах архитекторов, был заложен кафедраль­ ный собор - храм Николая Чудотворца, покровителя моряков. В его основание поместили металлическую пластину с выгравированным текстом о дате за­ кладки храма, были уложены первые кирпичи в основание алтаря. Достроен тот храм так и не будет: вихри истории смели чертежи и планы. Как известно каждому мурманчанину, на том месте сейчас - Дворец культуры имени Кирова. А кафедральный собор построить еще предстоит. Летом 2013 года прошла торжественная церемо­ ния его закладки. В основание будуще­ го храма заложили капсулу с землей из Ганиной Ямы - места, где захоронили останки Николая II и его семьи после страшной ночи в Ипатьевском доме. Ко времени официального основа­ ния Романова-на-Мурмане железная дорога на Большую землю длиной 987 верст (из них 250 - по болотам) была почти достроена. К слову, поначалу до­ говор на прокладку северного участка был заключен с братом британского фельдмаршала Джона Френча Остином. Получив аванс в 560 тысяч рублей зо­ лотом, англичанин нанял исполнителя работ - фирму «Братья Баультон и Ко», которая завезла канадских рабочих. Но работа не заладилась, и, уложив всего 10 верст полотна, они испарились, кон­ тракт не был исполнен. Тогда было при­ нято решение строить собственными силами - без чужеземцев. Да вот беда, вовсе непросто было найти рабочих, ко­ торые в этих суровых краях станут укла­ дывать шпалы и возводить насыпи. В ту пору плотность населения в наших кра­ ях составляла... 0,2 человека на 1 ква­ дратный километр. Рабочих нанимали в средней части Европейской России и в Поволжье. Что греха таить, главным для многих было то, что со стратеги­ ческой стройки не забирали на фронт. Чуть позже на строительство бросили почти 40 тысяч военнопленных. В 1915 году впервые задействовали и труд за­ ключенных, которые умирали сотнями в условиях антисанитарии, недоедания и эпидемий. Позже в числе рабочих оказались и 10 тысяч китайцев, которым посулили хорошие деньги. Денег китайцы не до­ ждались и даже пытались поднять бунт, подавленный нагайками. «Недостаток в жилищах резко броса­ ется в глаза при наблюдении жизни ки­ тайцев. Они помещены под дощатыми и торфяными навесами. Так как китайцы наняты на своих харчах, то питаются ягодами, недоброкачественными гриба­ ми (поганками), водорослями, которые поедают даже в сыром виде, и не гну­ шаются мясом павших животных. При таких условиях неудивительно, что за­ болевания среди них уже начались. Были и смертельные случаи. При наступлении зимы болезни могут принять значитель­ ные размеры, тем более что цинготные заболевания среди рабочих и пленных не прекращаются». Рапорт александровского (кольского) полицейского исправника Рудакова. Всего в прокладке дороги участвова­ ло 70 тысяч человек, цена проекта пре­ высила 200 миллионов рублей. В ноябре 191 б года укладка сквозного рельсового пути от Петрозаводска до Северного Ле­ 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz