Объяснение в любви : поэтический фотоальбом / [авт.-сост. и изд.: Левин Ю. ; авт. текстов: Брицкая Т., Левин Ю. ; фот. Александрова Г. и др.]. - Санкт-Петербург : ДЕАН, 2016. - 309, [10] с. : фот., цв. фот., портр.
Романов-на-Мурмане стал послед ним городом, основанным в Российской империи. Рождение его пришлось на трагические годы - рвались снаряды Первой мировой, и уже сотни тысяч крестов стояли над безымянными сол датскими могилами. Тогда-то и вспом нился проект Сергея Витте, еще в 70-х годах XIX века настаивавшего на стро ительстве на диком севере «военного порта как опорного пункта, предостав ляющего русскому флоту свободный выход во всякое время года и при всех обстоятельствах». По мысли министра финансов, от военно-морской базы по тянулась бы вглубь России железная дорога. Идея была дорогостоящей и ка залась прожектерством. Но в разгар во йны северная артерия железной дороги стала незаменимой, как и незамерзаю щий порт, открывающий ворота грузам союзников по Антанте. Порт начали строить еще раньше. 1 сентября 1915 года американский па роход «Дротт» с грузом из Нью-Йорка пришвартовался к временной пристани на восточном берегу Кольского залива. Привез он рельсы и стрелки для буду щей железной дороги. И началось! Редкие домики вдоль портовой ли нии звались тогда поселком Семенов ским. Год спустя, когда порт принял пер вый миллион тонн грузов, его назвали городом. Решение об этом было скре плено подписью российского импера- тора-мученика Николая II. И 4 октября 1916 года на холме в центре города, существовавшего еще лишь на планах архитекторов, был заложен кафедраль ный собор - храм Николая Чудотворца, покровителя моряков. В его основание поместили металлическую пластину с выгравированным текстом о дате за кладки храма, были уложены первые кирпичи в основание алтаря. Достроен тот храм так и не будет: вихри истории смели чертежи и планы. Как известно каждому мурманчанину, на том месте сейчас - Дворец культуры имени Кирова. А кафедральный собор построить еще предстоит. Летом 2013 года прошла торжественная церемо ния его закладки. В основание будуще го храма заложили капсулу с землей из Ганиной Ямы - места, где захоронили останки Николая II и его семьи после страшной ночи в Ипатьевском доме. Ко времени официального основа ния Романова-на-Мурмане железная дорога на Большую землю длиной 987 верст (из них 250 - по болотам) была почти достроена. К слову, поначалу до говор на прокладку северного участка был заключен с братом британского фельдмаршала Джона Френча Остином. Получив аванс в 560 тысяч рублей зо лотом, англичанин нанял исполнителя работ - фирму «Братья Баультон и Ко», которая завезла канадских рабочих. Но работа не заладилась, и, уложив всего 10 верст полотна, они испарились, кон тракт не был исполнен. Тогда было при нято решение строить собственными силами - без чужеземцев. Да вот беда, вовсе непросто было найти рабочих, ко торые в этих суровых краях станут укла дывать шпалы и возводить насыпи. В ту пору плотность населения в наших кра ях составляла... 0,2 человека на 1 ква дратный километр. Рабочих нанимали в средней части Европейской России и в Поволжье. Что греха таить, главным для многих было то, что со стратеги ческой стройки не забирали на фронт. Чуть позже на строительство бросили почти 40 тысяч военнопленных. В 1915 году впервые задействовали и труд за ключенных, которые умирали сотнями в условиях антисанитарии, недоедания и эпидемий. Позже в числе рабочих оказались и 10 тысяч китайцев, которым посулили хорошие деньги. Денег китайцы не до ждались и даже пытались поднять бунт, подавленный нагайками. «Недостаток в жилищах резко броса ется в глаза при наблюдении жизни ки тайцев. Они помещены под дощатыми и торфяными навесами. Так как китайцы наняты на своих харчах, то питаются ягодами, недоброкачественными гриба ми (поганками), водорослями, которые поедают даже в сыром виде, и не гну шаются мясом павших животных. При таких условиях неудивительно, что за болевания среди них уже начались. Были и смертельные случаи. При наступлении зимы болезни могут принять значитель ные размеры, тем более что цинготные заболевания среди рабочих и пленных не прекращаются». Рапорт александровского (кольского) полицейского исправника Рудакова. Всего в прокладке дороги участвова ло 70 тысяч человек, цена проекта пре высила 200 миллионов рублей. В ноябре 191 б года укладка сквозного рельсового пути от Петрозаводска до Северного Ле 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz