Атомфлот : история в фотографиях / Росатомфлот ; [авторы проекта: Юрий Левин, Лев Федосеев]. - Санкт-Петербург : ДЕАН, 2019. - 271, [4] с. : цв. фот., портр.
82 83 Анатолий Алексеевич ЛАМЕХОВ В когорту легендарных атомных ледовых капитанов по праву входит Анатолий Алексеевич Ламехов. Он готовился стать военным моряком и закончил военно-морское училище, однако послужить Родине на этом поприще ему почти не довелось. «Хрущевские» сокращения вскоре оставили новоиспеченного офицера за бортом военно-морской службы. Недолго поработав на рыболов - ных судах, Анатолий Ламехов устро - ился в Мурманское морское паро - ходство, где и обрел свою славную судьбу. Ходил на дизельных ледоко - лах «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин» и «Мурманск». Затем, уже будучи капитаном, согласился пой - ти на строящийся атомный ледокол «Арктика» старшим помощником. И не прогадал. Именно на вах - те старпома Ламехова «Арктика» пришла в точку Северного полюса в августе 1977-го. За участие в этом историческом рейсе Анатолий Алек - сеевич награжден орденом Октябрь - ской Революции. Кстати, такой же награды удостоен и сам ледокол «Арктика». Позже Анатолий Ламехов воз - главил экипаж этого атомохода. В 1983 году Арктика, в честь которой и названо судно, уготовила ледоко - лу, его капитану и экипажу воистину суровую проверку на прочность. Та навигация выдалась тяжелейшей в восточном секторе Арктики — в Чу - котском море неожиданно начались подвижки тяжелых льдов Айонско - го массива. Запертыми оказались десятки судов, а дальневосточный теплоход «Нина Сагайдак» затонул, к счастью, весь экипаж удалось снять с борта. Опытные ледокольщики тогда в один голос говорили, что если бы не мастерство капитана Ламехова, помноженное на атомную мощь ле - докола, так легко бы не отделаться — потерь могло быть много больше. Анатолий Алексеевич тогда сутка - ми не уходил с мостика, применив весь накопленный опыт плавания во льдах и то особое «чувство льда», которое отличает опытных аркти - ческих капитанов. За ту навигацию Анатолий Ламехов получил Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. С «Арктики» Ламехов ушел ка - питаном на строящийся атомоход «Россия». В 1990-м он привел «Рос - сию» на Северный полюс — то был первый полюсный рейс атомохода с туристами на борту. А осенью 1994- го на Дальнем Востоке почти повто - рилась ситуация 11-летней давно - сти. И вновь капитан Ламехов и его атомный ледокол оказались в нуж - ное время в нужном месте. В память об этом еще одна награда на груди капитана — орден «За заслуги пе - ред Отечеством» III степени. Между прочим, он стал первым из моряков, удостоенных этой награды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz