Атомфлот : история в фотографиях / Росатомфлот ; [авторы проекта: Юрий Левин, Лев Федосеев]. - Санкт-Петербург : ДЕАН, 2019. - 271, [4] с. : цв. фот., портр.

44 45 иногда двадцати и более судов, они занимали по протяженности до 17 морских миль. В следующем году в Финский за - лив отправились еще более мощные ледовые богатыри — «50 лет Побе - ды» и «Россия». Результатом работы стали свыше 320 проведенных тан - керов. Сейчас одной из важнейших то - чек на маршруте атомных ледоко - лов, приписанных к порту Мурманск, стал ямальский порт Сабетта. Первые грузовые суда пришвар - товались в Сабетте уже в октябре 2013 года, куда прибыли под про - водкой атомных ледоколов. Самый молодой морской порт России — аб - солютный лидер по росту грузообо - рота среди других портов страны. Современные суда в Сабетту ведут ледоколы «Атомфлота». Удивительно, что при такой за - грузке и столь серьезных задачах, для тысяч людей с атомными гиган - тамисвязанывоспоминанияосамых удивительных в жизни... каникулах. С 1990 года, с первого туристическо - го рейса атомохода «Россия», суда «Атомфлота» обеспечивают круизы на Северный полюс — с туристами на борту. С регулярностью до пяти раз за летний сезон туристов достав - ляли на Северный полюс атомные ледоколы «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы». Но, пожалуй, са - мый необычный рейс состоялся в ок - тябре 2013 года. На борту атомохода «50 лет Победы» под командовани - ем капитана Валентина Давыдянца на макушку Земли доставили Олим - пийский огонь ХХII зимних олимпий - ских игр «Сочи-2014». Впервые за всю историю суще - ствования олимпийского движения Огонь побывал в Арктике. Путь на Северный полюс занял всего 91 час 12 минут. Ледоколы, как и люди, не веч - ны. Каким бы славным ни был путь, когда-то обязательно настает время прощания. Уже выведены из экс - плуатации пять атомных ледоколов. Но время диктует новые задачи. В Санкт-Петербурге все отчетливей вырисовываются силуэты атомных ледоколов четвертого поколения. Первый из них был заложен 5 ноя - бря 2013 года. Универсальный, дву - хосадочный, он способен работать на больших и малых глубинах и в состоянии заменить два атомных ледокола предыдущих поколений, работая как в условиях арктических морей, так и в устьях северных рек. Ледоколы ЛК-60 проекта 22220 ста - нут самыми большими и мощными ледоколами в мире. Впрочем, и это не предел. Атом - ный ледокол проекта 10510 «Ли - дер» — это будущее атомного ледо - кольного флота. На ДальнемВостоке судостроительный завод «Звезда» начнет строительство сверхмощно - го атомохода — судна, которое рас - кроет весь потенциал акватории Се - верного морского пути. Новые суда скоро придут в Мур - манск — город моряков и судоре - монтников, ставший родным пор - том для всех атомных ледоколов, построенных в Советском Союзе и России. АТОМФЛОТ Шестьдесят славных лет От первого в мире атомного ле - докола «Ленин» до универсальных атомных ледоколов проекта 22220 и ледокола «Лидер» — это история атомного ледокольного флота. Ее новые страницы еще не открыты, однако ясно, что в будущем суда, ра - ботающие в высоких широтах, ждут новые вызовы, новые нагрузки, но - вые задачи. Арктика, открытая для полно - масштабного освоения в середине прошлого века, становится из неиз - веданного и опасного пространства одной из главных транспортных ар - терий Евразии. И главными игрока - ми на этом поле становятся россий - ские атомные ледоколы. Первый ледокол строился как космический корабль — не менее сложным и амбициозным был про - ект. Уникальный, задействовавший мощности 500 предприятий Совет - ского Союза, ставший успешной заявкой на технологический про - рыв — и одновременно ставкой в противостоянии двух миров — Совет - ского и Западного. Нынешние суда тами — теперь жизнь приполярных территорий невозможно предста - вить себе без регулярной навигации по Северному морскому пути. Тогда, в семидесятых, рейсы занимали до 20 суток. В августе 2011 года танкер «Владимир Тихонов» под проводкой атомных ледоколов «50 лет Победы» и «Ямал» завершил прохождение Севморпути менее, чем за 8 суток. Порой новые необычные зада - чи ставит перед судами «Атомфло - та» меняющийся климат. Так, в том же 2011 году атомный ледокольный флот впервые в истории принял уча - стие в обеспечении зимне-весенней навигации в Балтийском море. С 26 февраля до 10 апреля на Балти - ке работал «Вайгач», спасая попав - шие в плен грузовые суда. В общей сложности за полтора месяца ледо - кол осуществил проводку более 250 судов — и это только следовавших в официально сформированных ка - раванах. Десятки судов присоеди - нялись к ведомым атомным ледо - колом караванам самостоятельно. Состав караванов достигал десяти, а ледового класса — тоже не поточные сооружения, но дело на сей раз не в экспериментальном подходе, а в стремлении совершенствовать тех - нологии. И речь уже не о противосто - янии, а о сотрудничестве и здоровой конкуренции. Современный ледокол не просто автономен и способен многие меся - цы обходиться без захода в порты. Нет, теперь он становится для бере - говых территорий и гарантией энер - гетической безопасности, и судном, пробивающим дорогу жизни для Северного завоза, и центром меди - цинской помощи — ведь оснащению здравпунктов на борту атомоходов могут позавидовать береговые кли - ники. Атомоходы по-прежнему игра - ют ключевую роль в научном осво - ении ледовых просторов. Но, если в 1961 году первая высадка на льдину с борта ледокола была подвигом, то сейчас это обычная работа. Точно так же первые рейсы «Ле - нина» и «Сибири» на Дальний Восток были рискованными эксперимен -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz