Кузнецова, В. П. Мый тода – ciес и висьтала : изьватас кыв вылын гижедъяс / Валентина Кузнецова. – Сыктывкар : Издательство «Кола», 2014. – 78,[1] с.
ковку и забой определённой части оленей, сбывали про дукцию (мясо, языки, замша, выделанные шкуры-по стели, оленья шерсть) на главные рынки России (Мос ква, Петербург), Норвегии и Финляндии. В ноябре 1895 года за принятие ижемцев высту пил кольский лесничий И.И. Аувикайн, который обо снованно доказал губернскому начальству, что в Лап ландии «тундры обширны для пастьбы оленей», а засе ление полуострова культурными оленеводами выгодно государству. 6 декабря 1896 года губернское правитель ство приняло решение оставить ижемцев «на казённых землях» Кольского уезда и с согласия лопарей 10 мая 1897 года последовало утверждение на приписку в Ло- возерском погосте трёх семьей — И.Н. Терентьева с шестью сыновьями, Ф.В. Канева — с двумья и С.Я. Филиппова с тремья сыновьями. Остальные пришель цы до установления Советской власти жили на поло жении «приживы» — не являясь членами общества. Примечание: В 1896 году эпидемия, а вернее эпи зоотия, сибирской язвы вынудила новую группу ижем цев и ненцев покинуть родину, а в конце XIX - начале XX века на полуостров прибыла третья волна ижем- ских переселенцев. По Всероссийской переписи населения 28 января 1897 года в Кольском уезде из проживающих 9291 че ловек находилось 1724 саамов, 5865 русских, 117 коми и 25 ненцев. А по духовной росписи 1914 года в Коль- ско-Лопарской волости числилось уже 509 коми и 61 ненцев. В быстром росте группы коми сильную роль сыграли взаимопомощь и взаимовыручка между зем ляками и родственниками, усиленные сознанием того, что живут они в чужом краю среди чужих. Поэтому для нужд ижемской общины было создано обществен ное стадо оленей, называемое церковным. На доходы 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz