Кузнецова, В. Е. Поморье Маслова и Личутина : (по рассказам В. С. Маслова "Свадьба" и повести В. В. Личутина "Обработно - время свадеб") // V Масловские чтения, [Мурманск, 14-16 декабря 2006 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2007. - С. 53-58.
искреннему и ложному, с прямою поморскою душой, что свойственно север ной натуре. Но писатель Маслов возродился и из мечты о возрожденной де ревне. .. Писатель Маслов родился из памяти, он как старорусский летописец, доб ровольно вбирающий память ушедших с их доблестями и грехами... [4, с. 433]. И в своих повестях Личутин не скрывает любви к тем своим героям, ко торые наследуют лучшие качества самобытной поморской породы, а прежде всего - нравственные и духовные. Он явно недолюбливает тех своих героев, в чьих жилах течет как бы разжиженная, замусоренная кровь. Личутин любит и Параскеву Нечаеву, и ее Степушку, и Любу, и гостей их. Он любит всю эту жизнь такой, какая она есть, и описывает все подряд так, словно ничего в жиз ни нельзя пропустить и все необходимо увековечить и в природе, и в быту лю дей, и в одежде, и в еде, и в философии, и в свадебном обряде, и в накрытом свадебном столе: «Она еще раз окинула столы прищуренным глазом. Кажется, все на месте. Печенка вареная кусками есть, грибы соленые в масле, грибы ва реные в сметане, холодец, рыба жареная, щука кислая - это все холодная, са мая первая еда, ее довольно наготовлено, а потом еще борщага заварен, да са- ломата семужья, да рыбники, да баранина с картошкой. Под такую еду только и пить. Четыре ящика водки стоят в сенях, все накопления ухайдакала...» [Там же, с. 205]. Реалистический подход и нужен для такого метода. И в «0 6 - работно - время свадеб», продолжение которой в смежной повести «Послед ний колдун», это позволило глубже заглянуть в душу человека и увидеть и безоглядное, безудержное своеволие Параскевы (это она вдруг решила свадьбу сыну назначить, а молодые, которые только познакомились и друг друга еще и не узнали по-настоящему, бездумно подчинились), и легкомысленное, вздор ное своеволие Степушки, тяжелое и беспощадное своеволие Радюшина, пред седателя колхоза. Свадьба Степушки - событие мнимое, оно собирает людей, но мало что говорит о них. Параскева своевольно устраивает свадьбу. Радюшин организует снос дома ненавистного ему старика. Бездумным исполнителем его председа тельской власти стал внук старика Василист. Но это во второй повести, в смежной - «Последний колдун». И больше ничего не происходит. Все идет тихо, без потрясений, миром. Но автор отмечает, что покорство и покой при ведут к тому, что появится поколение Василистов, отмеченных наглой беспа мятной силой. Живой милосердной душе, чуткой душе русского человека про тивостоит у Личутина в кучемских повестях душа окаменевающая или уже окаменевшая, как у Василиста. Какое благо, что существует память поморского берега и язык этой па мяти! Маслов и Личутин живут в стихии поморских говоров, обладающих большими выразительными возможностями. Вся их проза словно выкристал лизовалась из обыденной крестьянской поморской речи, как некий сплав ее с традиционным литературным языком. И авторская речь, и диалоги в прозе этих авторов органичны. Тут сразу видно, что авторам не надо заглядывать в словари и выискивать колоритные словечки, чтобы придать повествованию 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz