Кузнецова, В. Е. Славянский ход - 2006 // Наука и образование. - 2006. - № 7. - С. 46-53.
50 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ отец Сергий. А после мы читали стихи Николая Рубцова. Я, конечно, читала стихотворное послание Николая Рубцова «Сергею Есенину»: Слухи были глупы и резки: Кто такой, мол, Есенин Серега, Сам суди: удавимся с тоски Потому, что он пьянствовал много. Да, недолго глядел он на Русь Голубыми глазами поэта. Но была ль в них кабацкая грусть? Грусть, конечно, была. Да не эта. Персты все потрясенной земли, Все земные святыни и узы, Словно б нервной системой вошли В своенравность есенинской музы! Это муза не прошлого дня. С ней люблю, негодую и плачу. Много значит она для меня, Если сам я хоть что-нибудь значу. И у памятника Николаю Рубцову на набережной в Вологде после возложения цветов мы снова читали стихи. Здесь в Петровском сквере, у домика Петра I на берегу реки Вологды стихи звучали легче, чем у могилы поэта на Пошехонском кладбище. Скульптор Александр Шебунин дал в полный рост поэта скульптурное изображение. О, да это в путь-дорогу собрался поэт, идет по набережной к теплоходу, в руках дорожный чемоданчик... Он в Николу-Тотьму собирается. Вечный путник! Удивительное решение образа поэта дано разными скульпторами: в Санкт- Петербурге бюст Рубцова в музее светло, задумчиво вглядывается в публику музея. В Москве - встречает поднимающихся по лестнице в музей экскурсантов тяжелым взглядом, и выражение жестко напряженных мышц на лице сурово. Разный Рубцов и в жизни запомнился, и в скульптурном обличии передан зрителями, и только поэзия его воспринимается всегда как поэзия любящего Россию сына, как музыка песни любви к Родине. «Привет, Россия, Родина моя!» - не раз во время Славянского Хода звучали эти строки из уст ходоков. И в Новгороде Великом, когда удивительную экскурсию по городу проводил А.С.Ануров. Экскурсию-проповедь, экскурсию- исповедь, экскурсию-историю древнего Новгорода. Удивительная это была экскурсия. «В мире верующего человека все начинается с тебя. На тебя Господь смотрит, тебе помогает, вот ты и не подкачай, потому как преображение мира к лучшему тобою и начинаться должно», - так говорил наш экскурсовод. В Валдае потрясающую экскурсию по музею Колоколов и по музею Уездного города провела экскурсовод Н.П.Яковлева. Мы слушали, забывая делать запись. А более догадливые включили диктофоны. Такие экскурсии и надо записывать! Там и история достоверная, документами подтвержденная, и юмор народный, светлый, и живость слова русского. Слушаешь - и душа радуется. Ну как не улыбнуться, слыша про поцелуйные валдайские баранки, толщиной в 2-3 пальца. Попробуй тут поцеловаться через такую баранку. И губами-то не прикоснешься, лишь ритуал поцелуя исполнишь. Не более. Ох, и много разных черточек жизни уездного города было поведано экскурсоводом. «Такие экскурсии надо книгами издавать!» - говорю я. В руках книжка «Валдай» - в старинных открытках, в комментариях к ним. «Не таким языком, а живым языком, как язык Вашей экскурсии», - наступаю я на экскурсовода. «А эту книгу и я писала», - отвечает она. Взглянула в книгу. Да, один из авторов Н.П.Яковлева. Но здесь такой научный язык! Увы! Нет пока книг таких экскурсий, нет... Валдай нам был нужен и для проведения Романовских чтений. Борису Романову, писателю, первому секретарю Мурманской писательской организации, первому секретарю СПР в Москве 28 апреля 2006 г. - 70 лет. В этот день в научной библиотеке Валдая были проведены Романовские чтения. На чтениях слово об отце- писателе сказала и дочь его Елена Борисовна Мелехина. Доклады по творчеству Б.Романова прочитали и новгородские исследователи творчества писателя: библиотекари, писатели, учащиеся. Доброе слово о писателе-моряке сказали и В.J1.Тимофеев, и отец Сергий, и подводник А.Попов - мурманчане. Славянский Ход собрал единомышленников. В группе были люди разного возраста, разного рода занятий, различных мест проживания на Мурмане, но нас сплотило и наше духовное единение, и то, что благодаря стараниям отца Сергия все мы проходили духовно-религиозный ликбез. Но главное, что объединяло нас - это дело: «По всей земли собирайте се, словени!» В группе не было случайных людей. Каждый из нас многое сделал для того, чтобы Слово и Дело славянское было продолжено во времени, в истории. Мы везли мурманскую землю, взятую у памятника Кириллу и Мефодию в Мурманске, чтобы высыпать ее к памятнику Кириллу и Мефодию в Москве на Славянской площади. В Москве мы ночевали в Церкви Сошествия Святаго Духа на полу. Было беспокойно на сердце: пол цементный, как-то отзовутся на этот ночлег наши «радикулиты»? Есть люди в группе не молодежного возраста. Но... постелили на пол ковры, сверху довольно объемные матрацы. А поверх и мы - в спальниках устроились спать. Наш сон оберегали святые иконы. И лишь голова коснулась «подушки», сон одолел всех. Казалось, что только-только глаза закрыли - уже и вставать пора. Светлым сноведением промелькнули города
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz