Кузнецова, В. Е. Северный музей Сергея Есенина / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2011. - 286, [1] с. : ил., портр.

А Лидия Алексеевна советуется с ребятами, как лучше рас­ пределить эти 20 августовскихдней, чтобы и посмотреть поболь­ ше, и узнать основы музейного дела, и познакомиться поглубже с фондами. Да и экскурсии по музею следует послушать не один раз: у каждого экскурсовода своя манера ведения экскурсии. В первый день в фондах мы с ребятами больше молчали, слушали, смотрели, внимали, ахали: мы видим то, к чему каса­ лась рука Есенина. Казалось, вещи говорили с нами: Черниль­ ница, Ручка с пером... А глаза тянутся к рукописям: не этим ли пером написаны эти автографы? А потом спохватываемся, глядя на дату под ав­ тографом. Адаты были не везде. —Вот этот платок привез Сергей сестре Екатерине в пода­ рок. Это чадра. Восточный женский платок... И Лидия Алексеевна накинула на плечи Марине Валыпи- ной, красавице восточного типа, чадру. И Маринка, мгновенно отреагировав, прикрыла платком лицо, только озорные горящие глаза сияли. А Эдуард тут же прочитал: Незадаром мне мигнули очи, Приоткинув черную чадру... Все дружно рассмеялись... Нам показали и рукописи воспоминаний о Есенине, храня­ щиеся в фондах архива. Лидия Алексеевна вела разговор с ребятами, как с едино­ мышленниками. И скоро скованность исчезла. И посыпались вопросы: —А как составляется экспозиция в музее? Заранее план ну­ жен? Как вести отбор экспонатов? — Выставлять ли в витрины подлинники? Как делать му­ ляжи? —Как хранить письма? Все ли письма хранить? Надо ли де­ лать копии ответов на письма? —Произведения искусства —картины, рисунки, статуэт­ ки —как их хранить? Как документально оформлять? 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz