Кузнецова, В. Е. Северный музей Сергея Есенина / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2011. - 286, [1] с. : ил., портр.

А. Ганин Н. Клюев Художник А. Сергиенко Художник А. Сергиенко Иной совсемАлексей Ганин на втором портрете работы Сер­ гиенко. Перед нами другой человек. Не пылко влюбленный юноша, человек, уже познавший, что в мире не все зависит от твоего стремления, твоего чувства. Что есть и то, что надо при­ нять таким, как оно в жизни дано. Возмужавший, готовый на честные поступки и смелые решения. Поэт, который на жизнь смотрит не сквозь розовые очки романтика. Реалист, любящий свой край. Предположение, что по Северу с Есениным, Ганиным, Райх путешествовал и Николай Клюев, я не принимаю. Хотя оно высказывалось разными исследователями творчества Есенина. По воспоминаниям следует, что они вчетвером путешествовали по Северу. Кто был четвертым, до сегодня неизвестно. Портрет Николая Клюева, выполненный для музея Сергея Есенина в 2009 году художником, относится к последним годам жизни поэта. Трагический портрет. Олонецкий ведун знает о том, что дни его близятся к завершению жизни. Трагизм и в пронзительном взгляде Клюева, и в плотно сжатых губах, и в позе. Не обреченность, а стоицизм его облика передан в порт­ рете. А кровавый отблеск над головой, в фоне картины, —это кровавый отблесктого времени, той эпохи... Того, что предсто­ ит Николаю Клюеву стоически встретить, —расстрел. Он знает, что дни его сочтены: 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz