Кузнецова, В. Е. Северный музей Сергея Есенина / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2011. - 286, [1] с. : ил., портр.

поменяюсь”. Но в творчестве Есенина имеется и шутливое дву­ стишие, показывающее также ироническое отношение поэта к идее установки монумента: Я памятник себе воздвиг из пробок, Из пробок вылаканных вин!.. Вмечте о собственном памятнике Есенин опирался на мне­ ние народа, и у него, выходца из крестьянской среды, действи­ тельно имелись веские основания полагать скульптуры мери­ лом поклонения родоначальникам и почитания культа предков. Есенин неоднократно удостоверился опытным путем, насколь­ ко “вещественно”, “опредмеченно” закрепляется в народной памяти ритуальное поклонение “культурному герою”. Так, анекдотичный случай был описан А. Б. Мариенгофом: “В По­ литехническом музее —“Встреча Нового года с имажинистами”. Мы с Есениным —молодые, здоровые .... Есенин заводит с из­ возчиком литературный разговор: —А скажи, дяденька, кого ты знаешь из поэтов? —Пушкина. —Это, дяденька, мертвый. А вот кого ты из живых знаешь? —Из живых нема, барин. Мы живых не знаем. Мы только чугунных”». Показательно, что современники усматривали определен­ ную монументальность во внешности Есенина и предполагали возможность лепить с него скульптуры. Так Н. А. Павлович раз­ мышляла: «И в Герасимове, и в Есенине даже в их внешнем об­ лике были сильно выражены народные русские черты. Оба по­ эта хорошо подошли бы для скульптурной группы —рабочий и крестьянин. В лице и фигуре Есенина, в его повадках и манере говорить, даже в улыбке, то застенчивой, то озорной, многое было от рязанского крестьянина». Однако Есенин мечтал о соб­ ственном памятнике, а не о себе как о скульптурном прообразе. Вмастерской московского скульптора Селиванова Николая Александровича нас встретили несколько скульптурных порт­ ретов Есенина. Елена Александровна Самоделова, научный сотрудник ИМЛИ, всматривалась в лики поэта: «Какие они разные!». 237

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz