Кузнецова, В. Е. Северный музей Сергея Есенина / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2011. - 286, [1] с. : ил., портр.

Керенского, а то еще и того хуже —наказание за дезертирство, за уклонение от призыва. Он попытался обезопасить эту поезд­ ку, путешествуя под чужим именем. Это предположение, кото­ рое следует еще выверить, чтобы оно стало фактом. Но то, что не было публикации, не было материалов в газетах, видимо, тоже объясняется желанием Есенина быть неузнанным, не привле­ кать внимания к своей персоне. Но ежели Есенин пишет, что был на Соловках, на Новой Земле, на Мурманском побережье, — думаю, что был. Надо искать. А вот возвращался он, видимо, через Мурманское побережье. А вот был ли он в Мурманске — неизвестно. Ведь и Кандалакша —Мурманское побережье. Вопрос: —Обратный путь —поездом? Ответ: —Думаю, что да. И произошло это после свадебного путешествия по Северу. Я точно установил дату венчания Есе­ нина и Райх. И опубликовал это в вологодских газетах. Юрий Юшкин нечистоплотно поступил. Он побывал вАрхангельском, познакомился с материалами школьного музея и через респуб­ ликанскую газету написал о том, что он нашел ошибку в дате венчания, открыл открытое. Ну да не о нем речь. А как я запо­ дозрил, что неладное что-то. Работал я с архивами ЦГАЛИ. Попалась мне копия выписки из метрической книги о венча­ нии Есенина и Райх в церкви Кирика и Улиты. Смотрю: напи­ сано “копия с копии”. Значит, это дважды скопированный до­ кумент. Стал искать книгу. Обнаружил ее в Вологодском бюро загса. Дал публикацию в вологодской газете “Красный Север”, назвав ее “По следам одной записи в церковной книге”. Вот тут-то и обнаружил я, что в дату вкралась ошибка. Я и рассказал о тех, кто был при венчании. Кстати, свидетели не оставили своих подписей в книге. Я все ищу людей, которые могут хоть что-то рассказать о Есенине. Разыскал одну старушку. Она живет в доме престарелых. Память хорошая. Она помнит о поездке Есенина на Север, только уверяет, что это было в 1921 году. Совпадает все, кроме даты. Уменя есть запись ее рассказа. А Ганин был свидетелем со стороны невесты. Могли он быть свидетелем на свадьбе, если бы Есенин отбил у него невесту? А ведь дружба Есенина и Ганина продолжалась и после свадь­ бы. Еще пять встреч было. И в антисемитском “деле о четырех 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz