Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

Это всем понравилось и больше всех самому Есенину. Он оставался трезвым и охотно помогал мне переставлять бокалы и незаметно выливать вино. Мы сидели с ним рядом на каком-то возвышении. Было очень хорошо. Неожиданно подо­ шла молодая девушка с бутылкой. Исте­ рично крикнула несколько раз: “ГІей! Пей! Пей!” Он отстранил ее руку. Она вдруг неожиданно плеснула в него вином. Зака­ тила истерику и упала. Я сказала, чтобы ее вынесли. Настроение у всех испортилось... Позже Есенин пошел меня прово­ жать...» Ввоспоминаниях А. Л. Спировой при­ ведено много писем к А А Миклашевской. Среди них письма английского исследова­ теля творчества С. А. Есенина Гордона Мак- вея, писателя Виктора Аихоносова, поэта Геннадия Морозова, бесчислен­ ных поклонников поэзии Есенина, а также учителей и учеников. Гордон Маквей задавал массу вопросов. Вот фрагмент его письма из Англии от 12 декабря 1975 года «_І. Я читал в Ленинградском архиве (ИРЛИ, Пушкинский Дом) сле­ дующие слова Мариенгофа написанные им в 1948 году. Как Вы реагиру­ ете на его слова? Мариенгоф писал: “...Самому жаль, что не обмолвился (в “Романе, без вранья”) главкой- другой о “Любви хулигана”. Женский образ не выдуман. Есенин вообще не выдумывал Все—было. В этом сила его и его ограниченность. Была и “глаз осенняя усталость”, был и “волос стеклянный дым” у Августы Леонидовны Миклашевской, актрисы Камерного театра, подруги Никритиной. Я любил говорить, что мне нравятся некрасивые красавицы. А вот Миклашевская, Гутя Миклашевская, была красивой красавицей. Краса­ вица! Ах, какая красавица! Вту отдаленную пору. Большая, стройная, стро­ гие черты. Чуть-чуть прохладноватые, и глаза! Глаза — цвета грецкого ореха, прекрасные славянской грустью. Я бы сказал: несчастливостью. И любовь была чистая, с поэзией, с букетами белых роз, с романти­ кой и„ в какой-то мере сочиненная, сочиненная ради новой лирической темы. Вот тут-то есенинский парадокс сочиненная любовь, сочиненная биография, сочиненная жизнь. Спрашивается: К чему бы? А к тому, чтобы стихи были не сочиненные. Ведь всё же, все — ради стихов. А. Л. Миклашевская 1916 г. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz