Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

«Втеатре на Петровских линиях я играла в пьесе Ведикинда “Пляска мертвых”, роль драматическая, сильная. В пьесе Фёдора Сологуба “Люб­ ви” я играла дочь, в которую был влюблен отец... Третья пьеса — Анато­ лия Каменского “Леда”.Леду играла женщина без фамилии. Впрограмме вместо фамилии стояли три звездочки. Леда выходила на сцену совсем обнаженная. На ней были только туфли на высоком каблуке... Мужской состав труппы был очень сильный. Хорошие актеры. С одним из них — Сычевым я играла в “Любви”. Помню еще Кречетова... А из женщин, кро­ ме меня и “трех звездочек”, были еще две молодые актрисы: Мария Мар (Кречетов говорил: “Никакая она не Мария Мар, а просто Маруся Лебе­ дева) и Катя Кастальская. Они почти всегда были полупьяные, друг с дру­ гом ругались и даже дрались. И только иногда Маруся говорила Кате: “Пожалей Миклашевскую, прекрати ругаться!..” И Катя, и Маруся жаждали сыграть “Леду”. Марусе разрешили. И, когда она вышла на сцену обнаженная, она упала в обморок. А публика валила к нам. И наше начальство додумалось: оно решило занять еще двух актрис на роль Леды, чтобы все три Леды были на раз­ ные вкусы, и пустить в три сеанса. Я отказалась играть Леду. И вот мы дождались: к нам пришли из Рабиса и спросили: — Вам не стыдно?! Нам было очень стыдно. Театр закрыли.»» Когда Камерный театр вернулся с гастролей, А. Л. Миклашевская опять стала там работать. По возвращении в Москву, Таиров поставил «Соломею» Оскара Уайльда, а потом — «Принцессу Брамбилу» по Гоф­ ману. Он назвал этот спектакль «Капричио Камерного театра по Гофма­ ну». Роль Брамбилы играла Августа Миклашевская. В 1923 году Камерный театр снова уехал на гастроли, на сей раз в Париж. Августа осталась в Москве — некому было доверить сына, а с собой брать — нельзя. Началась пора ее гастрольных поездок по провин­ ции с театром «Нерыдай»-. Вернувшись из поездки по городам: Курск, Орел Смоленск, Минск, Витебск, Августа Леонидовна продолжала работать в нем и в Москве. За­ тем перешла на работу в другой театр — «Острые углы». Здесь Августа работала вместе с Анной Никритиной. «Мариенгоф написал для меня и Никритиной пьесу “Вавилонский адвокат”, — пишет далее А. Л. Миклашевская, — и я очень хорошо по­ мню, как Никритина появилась у нас в Камерном театре. Она приехала из Киева. Была очень бедно одета. Черная юбочка, белая сатиновая коф­ точка-распашонка. На голове был чепчик с оборочками и пришитыми по бокам локонами. После тифа у нее была бритая голова. В таком виде она читала на экзамене. Таиров и Якулов пришли от нее в восторг. Назва­ 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz