Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

Романтическое восприятие этой личности лежит и в основе есенин­ ской поэмы «Марфа П о с а д н и ц а » (1914), и в историческом романе Дмит­ рия Балашова «Марфа Посадница» (1970-е гг.). «Действие романа охватывает 1470—1478 годы. Все события, вплоть до мельчайших, выверялись не только специальным историческим ис­ следованием, но и по первоисточникам: летописям, грамотам, писцовым книгам, житиям и пр.», — отмечает Дмитрий Михайлович Балашов [ 1]. В основе же есенинской поэмы — сам факт разгульной новгород­ ской вольницы дан в лице Марфы «скорее как символ вольницы, чем ре- ;ільное (хотя и романтизированное) лицо» [ 11]. В поэме «Марфа Посадница» Сергей Есенин продолжает традици­ онный интерес поэтов-декабристов к новгородской боярской республи­ ке. «Но если Радищев и декабристы видели в Новгороде исторические зачатки республиканского строя, то Сергей Есенин наполняет свою по­ эму пафосом разгульной вольницы» [7]. Возговорит Марфа голосом серебряно: «Ой ли, внуки Васысины, правнуки Микулы! Грамотой московскою извольно поведено Выгомонить вольницы бражные загулы». Заходила буйница выхвали старинной, Бороды, как молнии, выпячили грозно: «Что нам Московия, — как поставник блинный! Там бояр-то жены хлыстают загозно!» В есенинской подаче былина и сказка, реальность и фантастика, ста­ ринные и диалектные слова —все это, слившись, придавало произведению колорит народного сказания. Так, Марфа не просто вышла из дома, а «на крылечко праву ножку кинула, а левой — помахала каблучком сафьяно­ вым...» И речь ее — «возговорит.. голосом серебряно». Как в былине о ле­ гендарном новгородском богатыре: «И возговорит Василий Буславьевич...». Со слов В. А. Мануйлова известна характеристика «Марфы Посадни­ цы» Есениным (август 1921 г.): «Я эту вещь чуть ли не с 16 лет задумал, а написал в первые месяцы после войны. Теперь так бы не написал, другой стал. Хоть и раннее сочинение, а мне дорого...» [8] Есенин отдал поэму для публикации в горьковский журнал «Лето­ пись», о чем сохранилось свидетельство самого Горького. 24 февраля 1916 года он писал И. А. Бунину: «... Вчера цензор зарезал длинное и недурное стихотворение Есенина “Марфа Посадница”, — назначенное (для жур­ нала “Летопись”) в февраль» [9]. Вмемуарном очерке «Нездешний вечер» М И. Цветаева так описывает свое впечатление от авторского исполнения поэмы (вероятно, в 1916 г.):, «Есенинчитает“МарфуПосадницу”,принятуюГорькимв“Летопись”и запре­ щенную цензурой. Помню сизые тучи голубей и черную—народного гнева: 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz