Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

вания. Нужда и лишения, встретившие его на чужбине, куда он приехал почти без гроша в кармане, не зная языка, не сломили скульптора. В 1909 году на Всемирной художественной выставке в Венеции и на выставке в Милане одновременно были выставлены семь работ Эрьзи. Успех на этих двух выставках сразу поставил Эрьзю в ряды первых художников Европы. Неожиданно Эрьзя получает письмо с родины. Докатившаяся до да­ леких уголков России слава художника подтолкнула Алатырскую думу принять решение о постройке музея Эрьзи на его родине. Его приглаша­ ли принять участие в строительстве и организации этого музея. Скульп­ тор спешит в Россию. Однако встреча с царской охранкой еще на грани­ це вернула скульптора к суровой действительности. Его зарубежные свя­ зи с передовыми людьми России — политическими эмигрантами, его принадлежность к инородцам закрыли ему путь к признанию на родине. Трудно пришлось ему на родине. Октябрьская революция сталадля скульп­ тора освобождением. В первые годы Советской власти он выступает как разносторонний скульптор и педагог. Он успешно работает в Москве и Екатеринбурге, в Батуми и в Баку. В 1923 году из Батуми по настоятель­ ному приглашению Наркомпроса Азербайджана с целью организации при Высшей художественной школе скульптурного отделения Эрьзя пе­ реезжает в Баку. Степан Дмитриевич, занимая место профессора скульп­ туры, закладывает в Азербайджане основы профессионального скульп­ турного образования. Необходимо отметить, что Эрьзя одним из первых скульпторов, работавших в Закавказье, обратился к образу рабочего — нефтяника. Эрьзю попросили украсить скульптурным ансамблем Дом союза горняков Азербайджана. Он согласился с радостью. Но из чего де­ лать? Бронза? ВБаку ее и в помине не было. Мрамор? Везти с Урала, когда в республике каждая копейка на счету? И Эрьзя придумал; сделал скульп­ туры из цемента, крепким составом серной кислоты сваренного с метал­ лическими опилками. Скульптор впервые применил «железобетон» для отливки фигур рабочих-нефтяников в Баку. Эрьзя отливает фигуру «Тарталыцика» — первую скульптуру в истории, посвященную рабоче­ му классу нефтяного Баку, нефтяникам, приступает к оформлению Дома союза горняков. Несколько больших, много больше человеческого роста фигур, сим­ волизирующих физическую силу и духовную мощь рабочего класса и дружбу между революционными народами Советского Союза. «На конь­ ке крыши две фигуры — русского и тюркского рабочих. Русский свобод­ ным жестом вытянутой руки указывает на Восток. Тюрк близко придви­ нулся к своему товарищу и впился взором в родной ему Восток. Сзади них — свободные складки знамени, на котором написано по-русски и 259

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz