Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

в Крутой Дресве, пишет прощальное письмо землякам и, увидев болтаю­ щийся белый электрический провод, сводит счеты с жизнью. Но причины наших бед автор видит не только в партийном руковод­ стве, но и в самом человеке, в утрате многих ценностей нравственных, в самой житейской практике. Ведь трехдневные разговоры на свадьбе о возрождении села, те проекты и планы, которые горячо обсуждались, остались разговорами и только. Гости разъехались... Но и эта реалистическая картина умирающих поморских сел, рас­ сматриваемая столь критично Виталием Масловым, властями была при­ нята болезненно, ведь правда глаза колет. Наверное, поэтому книга «Кру­ тая Дресва», подготовленная к печати (и уже набранная) в областном издательстве, была запрещена цензурой. В1981 году книга «Крутая Дресва» вышла без рассказа «Свадьба». В 1983 году в книге В. Маслова «Крень» рассказ «Свадьба» был так откорректирован, что о смерти Марии Пав­ ловской и не упоминалось вовсе. А в смежном рассказе «Синяки Митьки Футштока» непонятен вовсе рассказ о могилеМарии Павловской. И лишь в 1988 году в документальном сборнике Маслова «Еще живые» рассказ «Свадьба» напечатан полностью. В книге «Крень» в рассказе нет ни уко­ ряющих Марию Павловскую слов земляков, ни прощального ее письма, где она, разобравшись в своей жизни, в своем бездумном исполнитель­ стве, обращается к потомкам с такими словами: «Незачем мне больше жить... Все. Не осуждайте...Беда и вина, что раньше не думала.. Так хоть вы думайте! Ищите!... Без меня». И рассказ потускнел, утратил нерв, движение, трагедия сглажена, затушевана А обращение Марии Павловской к потомкам: «Так хоть вы думайте!» услышано ли потомками? Судя по повести В. Личутина, нет, не услыша­ но, не понято, не принято. В повести «Обработно — время свадеб» нет линии обличительной, нет критики власти. Это реалистическое повествование о жизни помор­ ской деревни, подробнейшее описание быта деревенского, жителей сел поморских, души поморян. Это взгляд в глубину жизни, в самую что ни на есть корневину поморского бытия. Любовно описывает автор всю эту жизнь такой, какая она есть, «словно ничего в ней нельзя пропустить и все надо увековечить. Еще немного, кажется, и не останется ничего не упомянутого, не включенного в описание: ни в избе, ни на дворе, ни в днях, ни в ночах, ни в еде-питье, ни в гуляньях-гостеваниях, ни в томле­ ниях души, ни в ощущениях тела...»4. С в а д ь б а есть в повествовании и Маслова, и Личутина Звенит песня­ ми старинными свадьба в масловском рассказе то звонкой «Во лузях», то плясовой «Конопелькой», то частушечным перепевом, то протяжной грустной «Ой да ты, калинушка, ты, малинушка», то снова заведут: 246

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz