Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.
ПОМОРЬЕ МАСЛОВА И ЛИЧУТИНА (по рассказу В. С. Маслова «Свадьба» и повести В. В. Личутина «Обработно — время свадеб») Поморье сформировало писателей и Виталия Семеновича Маслова, и Владимира Владимировича Личутина. Внутреннее озарение, пришедшее им на малой родине, пробудило в них писателя. Обоих их по-настоящему взволновала судьба заброшен ных северных деревень, а вместе с тем — закрепляющееся в сознании людей беспамятство, равнодушие к своим корням, к памяти предков. «Родовая память» брала верх в чувствах. Владимир Личутин о «родовой памяти» сказал так: «Родовую память я разумею как проверенный ду ховный порядок жизни, как дух совместного существования, который передается от человека к человеку. Родовая память — это ... духовная па мять»1. А вот слова Виталия Маслова: «Думайте о Родине, любите ее, ра ботайте для нее, не только большой, но и для малой!.. Без Родины нет в человеке главного. Нельзя быть врагом на земле, на которой живешь. Отомстит! Думайте о Родине как хозяева! Бойтесь не поднять свой голос, когда дело идет о пользе Родине. Храните Родину!» Проблема нравственности поколения, нового поколения, волновала обоих писателей. «Душу человечью какую отправим в будущее, в кото ром обличье? Каменном, железном, пластмассовом или живом, болю- чем?» — допрашивает старый слепой мудрец Феофан председателя кол хоза Радюшина. Этот вопрос мучает В. Личутина не только в двух смеж ных повестях «Обработно — время свадеб» и «Последний колдун», а и во всем его творчестве. Да и в творчестве Виталия Маслова этот вопрос бо левой. И размышление о нем не только в двух смежных рассказах писа теля «Свадьба» и «Синяки Митьки Фудштока», а и во всем творчестве Маслова. (Любопытный прием используют оба писателя: действие из од ной повести Личутина переходит вдругую—«Последний колдун»: «свадь ба разгоралась» — так закончена повесть «Обработно — время свадеб», «Свадьба догорала» — начинается «Последний колдун», и действие про должается. Такой прием первым использовал В. Маслов в своих расска зах еще в 1971 году. Повести Личутина в 1973 году построены были по такому же смежному принципу.) И другая проблема роднит писателей: проблема русской речи как духовного наследия. И здесь Северное Поморье с его богатейшей россы пью диалектов, близостью к истинно русским истокам родного языка стало счастливой колыбелью обоим писателям, и Маслову, и Личутину. 244
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz