Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.
мнится: “Не шей ты мне, матушка, красный сарафан...”. Так здесь у Клю ева прямая перекличка Там пелось — “Рано мою косыньку на две рас плетать...”, а у Клюева — “не вовремя косынька на две расплелась”. Или читаешь “вы белила — румяна мои”, а ритм плясовой песни народной на музыку просится. Музыкой звучит “Весна отсняла... Как сладостно боль но, душой отрезвяся, любовь схоронить».”. Грустно, задумчиво, нежно зву чит музыка этого стихотворения. Но все выбранные, отмеченные мной стихи петь хочется на манер старинных русских песен. Да и заканчива ется сборник “Изба и поле” стихотворением “Что ты, нивушка, черне- шенька?” — тоже народная протяжная песня о былом, о прожитом, об ушедшем и потерянном... Наверное, грустные думы о том, что советская власть запрещала религию, а уклад жизни, устои быта, — все было связа но с религиозным укладом, с молитвой, с Верой в Бога, в его помощь... И теперь ощущение — все рушится, да и не ощущение, а на самом деле видели, что всё святое и разрушено, и отвержено... А ведь на земле, на труде, на Вере стояла Русь... Сказать, что сборник этот буду читать как любимые стихи — нет! Такого не будет. Трудны они. А вот музыка трево ги не дает покоя, тревожат душу музыкой любви к Земле...» (Ксения Стужина). Действительно, стихи сборника пронизаны музыкой. Е. И. Маркова отмечает: «Если первая строфа стихотворения “Я надену черную рубаху” созвучна духовному стиху и вводит читателя в круг “голгофской” поэзии Клюева, то последующие строфы пересекаются с “тюремными” песня ми и, наконец, в стихотворение врывается причитание невесты, проща ющейся с возлюбленным: Узкая полосынка Клинышком сошлась. Не вовремя косынька На две расплелась, Развилась по спинушке, Как льняная плеть, — Не тебе — детинушке Девушкой владеть. Налицо типичное для Клюева сочетание элементов различных худо жественных систем в структуре одного стихотворения»21. В 1928 году, готовя сборник стихов «Изба и поле» к печати, Клюев не забыл включить в него два «плача» из своих фольклорных стихов: «Что ты, нивушка, чернешенька...» и «Обидин плач». «Возникновение клюевских стихотворений в стиле народной приче та легко объясняется... Клюев воспроизводит слышанные им плачи, бе режно сохраняя традиционные поэтические формулы, основные образы 237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz