Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

мнится: “Не шей ты мне, матушка, красный сарафан...”. Так здесь у Клю­ ева прямая перекличка Там пелось — “Рано мою косыньку на две рас­ плетать...”, а у Клюева — “не вовремя косынька на две расплелась”. Или читаешь “вы белила — румяна мои”, а ритм плясовой песни народной на музыку просится. Музыкой звучит “Весна отсняла... Как сладостно боль­ но, душой отрезвяся, любовь схоронить».”. Грустно, задумчиво, нежно зву­ чит музыка этого стихотворения. Но все выбранные, отмеченные мной стихи петь хочется на манер старинных русских песен. Да и заканчива­ ется сборник “Изба и поле” стихотворением “Что ты, нивушка, черне- шенька?” — тоже народная протяжная песня о былом, о прожитом, об ушедшем и потерянном... Наверное, грустные думы о том, что советская власть запрещала религию, а уклад жизни, устои быта, — все было связа­ но с религиозным укладом, с молитвой, с Верой в Бога, в его помощь... И теперь ощущение — все рушится, да и не ощущение, а на самом деле видели, что всё святое и разрушено, и отвержено... А ведь на земле, на труде, на Вере стояла Русь... Сказать, что сборник этот буду читать как любимые стихи — нет! Такого не будет. Трудны они. А вот музыка трево­ ги не дает покоя, тревожат душу музыкой любви к Земле...» (Ксения Стужина). Действительно, стихи сборника пронизаны музыкой. Е. И. Маркова отмечает: «Если первая строфа стихотворения “Я надену черную рубаху” созвучна духовному стиху и вводит читателя в круг “голгофской” поэзии Клюева, то последующие строфы пересекаются с “тюремными” песня­ ми и, наконец, в стихотворение врывается причитание невесты, проща­ ющейся с возлюбленным: Узкая полосынка Клинышком сошлась. Не вовремя косынька На две расплелась, Развилась по спинушке, Как льняная плеть, — Не тебе — детинушке Девушкой владеть. Налицо типичное для Клюева сочетание элементов различных худо­ жественных систем в структуре одного стихотворения»21. В 1928 году, готовя сборник стихов «Изба и поле» к печати, Клюев не забыл включить в него два «плача» из своих фольклорных стихов: «Что ты, нивушка, чернешенька...» и «Обидин плач». «Возникновение клюевских стихотворений в стиле народной приче­ та легко объясняется... Клюев воспроизводит слышанные им плачи, бе­ режно сохраняя традиционные поэтические формулы, основные образы 237

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz