Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

С. Т. Коненков вспоминает: «Сколько пе­ чальных, протяжных и веселых удалых пе­ сен спето было нами вместе! Знает про это старая гармонь, которую так любил мой молодой друг. Сколько деревенских ска­ зок, шуток и прибауток выложили мы друг другу в бескорыстном порыве единения душ! Большая скульптура “Нищая братия”, которую впервые увидели зрители на моей пресненской выставке в ноябре 17-го года, родилась под впечатлением наших с ним разговоров о деревне...». «Я делаю с него ри­ сунки, леплю его портрет, а он (Есенин) читает. Иногда делаю ему замечания по стихам. Позволял, терпел...» — вспоминал впоследствии скульптор. /п w m ] уг С. Есенин Сергеи Iимофеевич Коненков создал Ѵжутк с Коненкова скульптурный бюст Есенина. «Есенинский бюст я переводил в дерево без натуры, корректируя сделанный с натуры портрет по сильному впечатлению, жившему во мне с весны восемнад­ цатого года. Тогда на моей пресненской выставке перед толпой посети­ телей Есенин читал стихи. Возбужденный и радостный. Волосы взъе­ рошены. Наморщен лоб. Глаза распахнуты», — такова подпись под фотографией с бюста Есенина, сделанная С. Т. Коненковым в книге вос­ поминаний «Мой век» (1972 г.). «Коненковский Есенин — самовдохновение: буйно разметались во­ лосы, закинута за голову крылатая рука, во взоре неистовая, опьяняю­ щая, острая до боли радость творца», — так описали этот бюст А. П. Ло­ ман и Н. Н. Хомчук во вступлении к сборнику стихов Есенина «Словес­ ных рек кипение и шорох» (Лениздат, 1965 г.). Этот бюст широко известен. Он хранится бережно в РГАЛИ. Но в автобиографической книге «Мой век» и указано скульптором: «Весной двадцатого года Есенин позировал мне для портрета. Сеансы продолжались с неделю. Я вылепил из глины бюст, сделал несколько ка­ рандашных рисунков...» О судьбе глиняного бюста рассказала Анна Берзинь в воспоминани­ ях «Последние дни Есенина» (альманах «Кубань», 1970, № 7, с. 94): «Еще по осени Сергей с балкона сбросил свой бюст работы Коненкова, уверяя, что Сереже (так он называл свой бюст) очень жарко и душно. Он вынес бюст на балкон, поставил на балюстраду и, увидев, что внизу никого нет, столкнул бюст на улицу...» 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz