Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья...». На обороте левой стра­ ницы, на зеленом фоне слова Маяковского (в чешском переводе): «В этой жизни уме­ реть не ново, сделать жизнь значительно трудней». Это слева, а справа на красном фоне — черный оттиск фотографии поэта работы Наппельбаума. О Маяковском, как и о Есенине, в книге воспоминаний М. Шагала «Моя жизнь» есть несколько строк, относящихся к 20-м годам XX века: «Митинг поэтов». Громче других кричит Маяковский: «Друзьями мы не были, что не помешало ему подарить мне свою книжку с надписью: “Дай бог, чтоб каждый шагал, как Шагал!” Его крики и оплевывание публики были мне глубоко противны. Неужто поэзии нужен весь этот гвалт? Вот Есенин — с его трогательной улыбкой, с его зубами. Случилось, кричал и он — но хмель его был от бога, а не от вина Слезы стояли у него на глазах, когда он бил кулаком себе в грудь, а не по столу и когда он плевал — только не на других, а себе в лицо. Он поприветствовал меня со сцены. Поэзия его, может быть, и не столь совершенна, но разве после Блока в России —она не единственный крик одинокой души?» (Перевод с идиш — Л. Беринского). Среди стихов сборника, представленных в чешском переводе, выде­ ляется «Исповедь хулигана». Перед «Исповедью хулигана» — графиче­ ский портрет работы М. Шагала: юноша в кепке, подперев щёку рукой, глубоко задумался о чем-то. Пристально суров его взгляд сощуренных глаз, твердо сжаты губы, нахлобучена кепка, крепко сжат кулак, подпираю­ щий щеку. Рядом — стихи из «Москвы кабацкой»: «Исповедь хулигана», «Не жалею, не зову, не плачу», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут»... Здесь же приведена иллюстрация Марка Шагала —•образ Ангела из его «Виде­ ния» (1917—1918). Ангел изображён на целом развороте книги: голова и верх крыла на ярко-зеленом фоне левой страницы, темнота земного бы­ тия еще не отпустила, окутывает его. Художник рассказывает, что фабуль­ ной основой картины послужил давний, странный сон: «Меня одолевали сны. Квадратная, пустая комната В углу одинокая постель, где сижу я. Вдруг разверзся потолок и крылатое существо с шумом и грохотом спус­ тилось вниз, наполняя комнату движением и облаками. Шелест влеку­ щихся крыльев. Я понимаю: ангел! Не могу открыть глаза становится слишком светло и лучисто. Пошарив повсюду, он поднялся к прорези в С. Есенин Художник Ю. Селиверстов 212

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz