Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

Ирина Антонова отмечала: «Шагал — мастер изобразительной ме­ тафоры... Вэтом смысл его поэтики. Однако в его искусстве нет ребусов, аллюзий, аллегорий. Оно наполнено подлинно поэтическим символом, требует от зрителей не умозрительных интеллектуальных упражнений, а взволнованной души и сердца... Марк Шагал нежно любит родину... Мы видим Марка Шагала — великого мастера, ироничного и доброго сказочника, веселого человека с грустными синими глазами, помогаю­ щего нам сохранить улыбку и помнить детство»1. Все это можно ска­ зать и о Есенине. А. А Каменский отмечает: «У времени, в сущности, остается только одна функция — объединять все доброе и человечное, что когда-либо встречал и может встретить человек. Иными словами, время у Шагала становится одной из категорий радости... Шагал —один из тех художни­ ков нашего века, голосом которых говорит извечная традиция народно­ го жизнеутверждения. Всепроникающая одухотворенность и глубокая человечность... идет именно от этой традиции»2. Этим, видимо, и объяс­ няется выбор составителей чешского сборника стихов Есенина «Лири­ ка», использовавших образы Марка Шагала в оформлении книги. Есенин и Шагал — современники, и время в их творчестве оживает, наполненное деталями и подробностями бытия, мировосприятия. Ша­ гал это время носил в памяти. Его родина — светлый оазис, питающий его в заграничной жизни. Приехав в 1973 году в СССР, он не стал посе­ щать Витебск, предчувствуя, как сильно изменился город, совсем другой стала страна его детства. Сергей Есенин, разделив тяжёлую судьбу своей родины, — боль, го­ лод, разрушения, ломку старого — нес вместе с ней её крест. Он не остал­ ся за границей жить безбедно. Его любовь к «стране березового ситца» не умерла. Поэт гордился тем, что у него есть Рязань, он часто повторял: «Я люблю Родину. Я очень люблю Родину?» Еще в 1936 году Марк Шагал писал на родину: «Меня хоть в мире и считают “интернац”, и французы берут в свои отделы, но я себя считаю русским художником, и мне это так приятно». Однако в нашей энцикло­ педии мы читаем: «Шагал — французский художник». Книга «Лирика» (1964) включает в себя небольшой автобиографи­ ческий очерк С. Есенина «О себе». С. Есенин рассказывает об эпизодах своего детства настолько живописно, будто мы воочию видим все это. 1Шагал М. Возвращение мастера: По материалам выставкиМосквы к 100-летиюсо дня рождения художника. — М.: Советский художник, 1988. 1 Каменский А. А. Марк Шагал и Россия. —М.: Искусство, 1988. — №8. — С. 42. 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz