Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

В фигуре поэта, в очертаниях его головы читаешь и горделивое чув­ ство собственного достоинства, и огромную нежность — черты слагав­ шие характер Есенина. Хорошо передан “голубой”есенинский взгляд, как бы врезанные брови поэта. Мягкая моделировка лица не помешала скульптору добиться общности форм: в портрете есть монументальность, расчет на обозрение его в пространстве. Скульптор достиг этого, не при­ нося в жертву лиричности, без которой Есенин был бы немыслим», — эти достоинства Есенинского скульптурного портрета отмечал литерату­ ровед Николай Банников еще в 1967 году39. Все это отличает скульптурный памятник-надгробие Есенину на Ва­ ганьковском кладбище. В программе подготовки к 100-летию С. А. Есенина появилось и от­ крытие памятника ему в столице. Но отсутствие финансирования вызва­ ло большую тревогу в Российском организационном комитете по подго­ товке и проведению мероприятий, посвященных юбилею. И только в конце июня правительство Москвы смогло выделить необходимые сред­ ства для сооружения памятника. Наверное, это и было причиной того, что конкурсы проектов памятников Есенину не провели. Константин Ваншенкин возмущался: «...B 95-м году меня включили в комиссию по проведению столетнего юбилея Есенина Вдруг говорят: “Есть предложе­ ние поехать в мастерскую скульптора и посмотреть памятник поэту”. Как памятник? Наверное, проект? Да нет, все уже готово. Что же получается: есть комиссия, утвержденная правительством, и ей предлагается принять то, что уже принято! Когда, кем принято —од­ ному Богу известно. Какая-то непонятная болезнь публичного рассмот­ рения. К общественному мнению интереса ноль. Вот и получили невыра­ зительного Есенина на Тверском бульваре. Поставили, отметились. Самому сердечному поэту России — и так формально»40. А член Российского оргкомитета по подготовке и проведению 100-ле- тия С. А. Есенина первый директор музея Есенина в Константинове Владимир Астахов вспоминает: «Вполне понятно, с каким тревожным и радостным чувством входил я в мастерскую скульптора Анатолия Анд­ реевича Бичукова, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества... То, что мне удалось увидеть, превзошло все ожидания... И я подумал, что именно таким должен предстать в бронзе дорогой миллионам рос­ сиян, зарубежным почитателям Сергей Александрович Есенин: во весь рост, изящный до элегантности, выражение лица, положение рук, муску­ листая, чуть приоткрытая шея удачно передают непринужденность, рас­ кованность, внутреннюю работу души»41. 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz