Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

1981 г. — полуфигура (мрамор) Есенина — на выставке во Вьетнаме «Художники России за рубежом». 1983 г. — скульптурная группа малых форм «Есенин и Блок» (брон­ за); демонстрировалась на персональной выставке А. Бичукова в Москве, когда в Бауманском районе Москвы проводились Дни изобразительного искусства РСФСР. Выставка скульптурных работ народного художника РСФСР Анатолия Бичукова была развернута и в фойе кинотеатра «Ново­ российск» в 1984 году'"’. 1985 г. — в честь дня рождения Есенина выставка в Москве; на ней экспонировалась полуфигура Есенина16. 1986 г. — 21 июня на Ваганьковском Кладбище был открыт памят- ник-надгробие Сергею Есенину. Авторы этого произведения — народ­ ный художник РСФСР Анатолий Бичуков и архитекторы Константин Му­ рашов и Николай Ковальчук. Авторы «сумели полностью выйти за гра­ ницы известной интимности, присущей подобного рода памятникам. И это не случайно: работа Бичукова прошла не один и не два жестоких конкурсных отбора: она была предварительно выставлена на Всероссий­ ской художественной выставке для всеобщего обозрения... ...Белоснежная глыба мрамора, обработанная нарочито грубоватыми, но мощными ударами. И на этом фоне — бюст пронзительно юного и красивого поэта. Сочетание неожиданного...»*'. «В образе его Есенина подчеркнуты русские нациошільные черты, душевное обаяние, благородство, в н у т р е н н я я сосредоточенность. Про­ сто и выразительно архитектурное решение мемориала, выполненное Николаем Ковальчуком и Константином Мурашевым», — отметил есе- ниновед С. 11. Кошечкини. Скульптурная полуфигура поэта, выполненная из белоснежного мра­ мора, установлена на основании из гранита. Перед нами поэт в свежую, юную пору его жизни, полный неистраченных сил Эго не столичный ден­ ди в шелковом кашне и цилиндре, с іростью в руке, не измученный душевными меганиями, с печалью ущерба человек, каким был поэт на пороге трагической своей кончины. «Скульптор изваял Есенина молодого, полного нерастраченных сил. Поэт, конечно, красив, но в юной его славянской красоте нет, как это бывало в иных портретах, ни байроновской пышности, ни херувимского благолепия. Скульптор как бы почувствовал и воплотил народное пред­ ставление о Есенине. Распахнут ворот рубашки, в вольном свободном движении сложены руки, волен и свободен — и очень пластичен — разворот плеч, вся осанка Есенина. Видишь его таким на вешнем ветру, в раздолье полей, у синей реки... 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz