Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

Далеко не все тогда приняли душой этот памятник-монумент. «Ши­ роко раскинув руки, Есенин, словно богатырь, наполовину вбитый в зем­ лю, развернул широко плечи, поднял голову, поднапрягся, но... освободить­ ся от оков не смог». Тогда открывали два памятника: бюст Есенина работы Усаченко в Константинове открыли тихо, без газетного шума А памятник на берегу реки Трубеж работы скульптора А. П. Кибальникова открывали торже­ ственно и пышно. И газеты, и радио, и СМИ рассказали про новый памятник25. Прозвенело бронзой в Рязани слово Есенина Это «бронзы многопу- дье» и «гранита грань» кого-то заставляли вспоминать есенинские стро­ ки: «Пускай я сдохну, только — нет, не ставьте памятник в Рязани». Каким должен быть памятник Есенину? Об этом говорят и сегодня. А тогда, тогда памятник восприняли по- разному. Было и такое мнение: «Итогом многолетнего труда народного художника СССР лауреата Ленинской премии А П. Кибальникова стал памятник Сергею Есенину, открытый в Рязани в юбилейные октябрь­ ские дни 1975 года Замечательному мастеру удалось передать многое: нерасторжимую связь поэта с родной землей, его беспредельную любовь к Родине, его пронзительную открытость людям и миру, широту и неза­ щищенность большого русского сердца За эту работу автор был удосто­ ен Государственной премии РСФСР 1976 года»26. Ольга Воронова отмечает, однако: «Интересные скульптурно-архи­ тектурные композиции открыты тогда же, в октябре 1975 года в Кон­ стантинове (авторы —А. П. Усаченко и Н. Н. Истомин) и в Спас-Клепи- ках (автор — В. И. Епихин)»27. Г. Чернова подчеркивает: «На глубокие раздумья наводит работа ря­ занского скульптора заслуженного художника РСФСР Антонины Уса­ ченко — бюст Сергея Есенина, установленный на высоком постаменте, рядом с домом Анны Онегиной. Портрет решен в драматическом ключе. Есенин как бы размышляет о собственной судьбе, на его лице — гамма сложных чувств. Благодарность за то, что жив в памяти людей, в их сердцах». Первые опыты художественного решения образа С. А. Есенина в скульптуре показали, как сложно передать в этом жанре искусства ду­ ховный и творческим мир поэта через его внешний облик. Состоявшие­ ся не раз с 1966 года конкурсы скульпторов не выявили достойного про­ екта памятника, который выражал бы масштабность Есенина как поэтического гения своего времени. Поиски продолжались. Над скульп­ турным проектом поэта работали и профессионалы-скульпторы, и лю­ бители. Работал над этим и московский скульптор и артист, лауреат 188 ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz