Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

сделали. И лицо Есенина есть завершающая точка, апогей Вашего твор­ чества над статуей поэта. Я благодарю Вас от всех зрителей Вашей скульп­ туры». РГАЛИ. (Фонд 1822, on. 1, ед. хр. 98, л. 40—46)18. С Волгоградского проспекта вступает зритель в скульптурно-декора- тивный комплекс Идет извилистой тропкой. Правда, она из гранитных плит. Справа и слева — поляны. Несколько кустов сирени. Пламенеют желто-красные клены. И стайка белоствольных берез. Венец компози­ ции — трехметровый памятник поэту. Этот памятник своим компози­ ционно-пластическим строем создает особое пространство, насыщенное эмоциональностью есенинских образов19. «Цигаль очень тщательно продумывает композицию памятника, до мельчайших деталей, — отмечает народный художник Г. Ястребенец- кий, — очень жаль, что ему не удалось все свои замыслы претворить в жизнь». «Памятник Есенину должен был развиваться во времени, —рас­ сказывал Цигаль, —•молодой поэт — почти мальчик —и черная тень, тя­ нущаяся от его ног к краю плиты. Тень — это “Черный человек”, стихот­ ворение, написанное незадолго до смерти поэта». Впечатление тени про­ изводила отполированная часть бронзовой плиты, по которой идет Есенин. Но кому-то эта мысль показалась крамольной. Памятник был уже отлит в бронзе, а установку его все откладывали и откладывали. Два года сражался Цигаль за то, чтобы памятник был отлит в том виде, в котором он его задумал Все было напрасно. Как-то позвонили ему с бронзолитей­ ного завода и сказали: «Тень велено заваривать». Пока он доехал до заво­ да, все было уже кончено. Насколько глубже и ярче был бы образ Есенина, если бы замысел ав­ тора был воплощен в жизнь. «“Черный человек” русоголового поэта — наиболее сложное, исповедальное произведение Есенина, переданное точно найденными лаконичными средствами монументального искусст­ ва, — разве это не уникальная находка автора? Но все же я видел эту тень на бронзовой плите, её можно разглядеть, если присмотреться внима­ тельно. Она напоминает о том времени, когда вопросы искусства реша­ лись таким странным образом»20. В то время таким же странным образом была решена судьба еще одного талантливого творения — работы рязанского скульптора Анто­ нины Петровны Усаченко. Владимир Городецкий рассказал о том «странном времени» в газет­ ной заметке «Возвращение»: «К 80-летию Есенина рязанцы заказали па­ мятник и не какому-то безвестному мастеру, а самому что ни на есть знаменитому ваятелю, увенчанному Ленинской и Государственной пре­ миями, орденами и званиями... Популярность ваятелябыла велика, и рязанские партийно-государствен­ ные деятели полагали, что это обстоятельство добавит авторитета и им. 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz