Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

Памятник стоит у пересечения бульвара, носящего имя поэта, с ог­ ромной магистралью Волгоградского проспекта Открытое место. Юно­ ша с непокрытой головой легко идет навстречу солнцу и ветру. На нем одежда простого деревенского паренька — сапоги, косоворотка. Через плечо переброшен пиджак. Точно спускаясь с горки, идет по бульвару Есенин. «Сам характер лепки фигуры плавный и спокойный, обогащен­ ный чуть ассиметричными сдвигами в композиции, резким выносом пье­ дестала, тоже может быть сродни есенинской поэтике. Вполне оправданным кажется расположение фигуры низко, почти вровень с землей, — это обусловлено и характером созданного образа, и новыми поисками в разрешении проблемы связи памятника с окружа­ ющей средой.. Воссозданная вокруг природа стала неотъемлемой частью композиции... Есенин чувствует себя хорошо и привольно в открытом пространстве нового микрорайона», — отметала Р. Яковлева в своем от­ клике на открытие памятника17. Писатель Виктор Ардов откликнулся на это событие «Открытым письмом скульптору Цигалю»18. Но письмо будет опубликовано 3 года спустя после открытия памятника А написано-то оно было сразу. И хра­ нится в РГАЛИ (Фонд 1822, on. 1, ед. хр. 98). Виктор Ардов знал Сергея Есенина хорошо. Его письмо — оценка памятника современником поэта: «...Решение — поставить фигуру на низкую и неровную., плиту — максимально подходит к задаче. Он здесь, Сергей Есенин, он с нами. Его не отделяет от читателей и почитателей — простых людей — ни подобный трону высокий пьедестал, ни глыба или скала, уместная для темпераментного и властного вождя, которому ря­ довой человек и незаметен.. Ах, как хорошо, что не надо слишком высо­ ко задирать голову, чтобы увидеть лицо поэта, его юношескую голову, не покрытую ничем, кроме собственных кудрей... ..По рязанскому шоссе в микрорайон пришел не очередной канди­ дат на низменную работу, доступную выходцу из деревни, а полноцен­ ный представитель своей нации. Село Константиново отдало нам лучше­ го отпрыска многих поколений русской молодежи... ..Вам удалось воспроизвести выражение лица Есенина в те минуты, когда он читал стихи.. Когда я, подняв голову, стал смотреть... в бронзовый лик поэта с возможно более короткого расстояния —примерно метра в полтора — я буквально ахнул Вполузакрытых глазах я явственно увидел тот самозабвенный взгляд, какой я несколько раз наблюдал в живом лице полвека тому назад, только так можно изобразить вдохновение, ибо оно выражается в полной готовности к творческому процессу. Отчетливо представляю себе насколько трудно передать это в таком тяжелом мате­ риале, как бронза, в масштабах, вдвое превосходящих натуру. Но Вы это 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz