Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

озорноватая улыбка и рубашка с откидным воротом. Иным его, пожа­ луй, и не представить в отроческо-юношескую пору», — так отозвались зрители на одну из работ скульптора11. Эти поиски решения образа поэта Сергея Есенина в станковой скульптуре 50—60-х годов были отмечены выбором работы московско­ го скульптора Ивана Онищенко. Композиционный портрет Сергея Есенина И. Г.Онищенко (мрамор) экспонирован на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Октября. 23 мая 1958 г. — открытие этого мраморного бюста Есенина в Рязанском областном театре драмы. На это событие откликнулась пресса, оценивая портрет Есенина ра­ боты Ивана Онищенко как талантливую работу скульптора12. В 1965 году бюст С. А. Есенина перенесен в с. Константиново, в садик, что рядом с родительским домом Есениных. Бюст С. А. Есенина работы скульптора Онищенко — первое скульп­ турное воплощение образа поэта, ставшее достоянием широкой обще­ ственности. Скульптор достигает удивительно цельного пластического решения, создает образ большой эмоциональной лирической силы. О работе скульптора над бюстом Есенина сохранились записи ведущего есениноведа Юрия Львовича Прокушева в его записной книжке «День за днем»: «...Позвонил сам скульптор... Приглашает приехать к нему в ма­ стерскую. Вего мастерской на Пресне когда-то была мастерская Ст. Ко­ ненкова Ехали с опаской. То, что полгода назад показывал Иван Они­ щенко у Александры Александровны Есениной, меня совершенно не ус­ траивало. Какой-то тенор, а не поэт, весь сотканный из противоречий, мятежный и ищущий всю жизнь путей к большой правде века Тогда, у Есениных, я промолчал, ибо видел, что художник настойчиво ищет свое­ го Есенина Теперь поиски остались позади. В мастерской стоял закон­ ченный мраморный бюст Есенина Достаточно было раз взглянуть на скульптуру, чтобы почувствовать и убедиться в удаче художника. Компо­ зиция, найденная Онищенко, необычна и, вместе с тем, выразительна, правдива Есенин — как живой. Поэт как бы замер в раздумье. Руки трудо­ вые, рабочие, страдальческие и, вместе с тем, упрямо горячие, непокорные, сложены на груди. Шея и грудь открыты. Ворот русской рубашки с рязан­ ским орнаментом свободно откинут. Очень верно уловил и передал Они­ щенко характерный для Есенина поворот головы: чуть-чуть вправо. Жи­ вые, полные мысли глаза поэта верно “схвачены” и переданы другие черты лица (кроме рта). Скульптурный портрет Есенина созданный Онищенко, бесспорно, лучший из всего, что до сих пор приходилось видеть. Мрамор, удивительно светлый и “легкий”, сама работа художника талантливая, одухотворенная, когда точны и выразительны каждая 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz