Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

Коненковский Есенин — «само вдохновение: буйно разметались во­ лосы, закинута за голову крылатая рука, во взоре неистовая опьяняющая, острая до боли радость творца»6. Перед нами ГІоэт Божьей Милостью. (Скульптурный портрет в дереве хранится в фондах Института Миро­ вой литературы им. М Горького.). В 1923 году скульптор уехал в Америку. О смерти Есенина он узнал из письма С. А Толстой-Есениной, которая обратилась с просьбой (види­ мо, письмо Софьи Андреевны не сохранилось) о создании памятника поэту. Ответ Коненкова сохранился: «„Смерть Сережи произвела на меня ошеломляющее впечатление. Я долго не верил этому. Чувствую, что поля и леса моей родины теперь осиротели. И тоскливо возвращаться туда. Памятник буду делать, как только смогу,— выливая всю тоску и боль. Вы трогательно описываете Сережу и кончину моего бюста-портре- та Сережи и спрашиваете, возможно ли восстановить его. Скажите, со­ хранились ли у Вас осколки? Впрочем, это не важно! Я напрягу все силы, чтобы воскресить образ Сережи!..»7. ВРГАЛИ (Российском Государственном архиве литературы и искус­ ства) хранится фотография проекта памятника Есенину работы скульп­ тора. На ее обороте стоит штамп «Де ВИТТ Bag 461, Шестая Авеню, Нью- Йорк. Июль 23 ,1929»8.Сергей Есенин дан в полный рост. Вмомент, ког­ да он читает стихи. Полы пальто распахнуты, рука —в ритмичном взмахе. Лицо одухотворенно озарено светом вдохновения. Фотография впервые была опубликована в 1991 году1'. Видимо, это были наметки работы скульптор» над памятником поэту, поиски решения. Выполнен был бюст С. А. Есенина и скульптором Н. Дыдыкиным. Вфондах Пушкинского дома хранится фотография этого бюста. Бюст оп­ лечный. Корпус — прямо. Волосы причесаны на прямой пробор. В пид­ жаке, рубашке, галстуке. Плечи срезаны. Гипс окрашенный черной крас­ кой. (34x19x15,2). На задней стороне бюста обозначено «Н. Дыдыкин. 1925-»ш. На Клюевской конференции в честь 100-летия поэта Николая Клю­ ева в ИМЛИ (г. Москва) брат художника Анатолия Яр-Кравченко Борис Кравченко, показав фотографию этого бюста Есенина работы Н. Дыды- кина, назвал иную дату создания бюста — 1928 год. Возможно, что эта дата была указана на фотографии как дата, когда фотография была сдела­ на, а не бюст. В 1950—60-е годы над образом поэта работали многие скульпторы. Работал ленинградский скульптор Гавриил Гликман над бюстом поэта. «Бюст, вырубленный из мрамора, экспонировался в Литературном му­ зее Москвы! Большой бюст, выполненный скульптором Гавриилом Глик- маном в гипсе, — “Есенин в юности”». «Густая копна кудрявых волос, 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz