Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

успех Есенина. Говоря о “Красе”, необходимо указать на талантливый са­ тирический отзыв о нашем вечере в журнале “Рудин”, где была также чудесная карикатура: мы все в виде сиринов сидим на ветке, и Есенин там очень похож». (Ж. «Новый мир», № 2,1926 год. Сергей Городецкий «О Сергее Есенине»). Сюжет карикатуры очень прост: на суку сидит пти­ чья стая, в птицах просматриваются образы выступавших на вечере по­ этов. Впамфлете Лариса Рейснер всех поэтов наградила словом образным, стилизуя свой текст под язык народно-поэтический: «Вот оно просыпа­ ется, красовитое слово народное. На зло “шептунам” и “фыркателям” приходит оно, чтобы занять подобающее место среди беспорядочно бе­ гущих толп... К думным соснам под крыло сирен-птицы (Клюева Н.) при­ летели они... Видно, не даром добрый молодец —млад — Есенин из Ряза­ ни потряхивал кудрями русыми, приплясывал ножками резвыми». Впам­ флете охарактеризован и Ремизов —• «старец угрюмый», и «кружевница трущобная — крстгкий отрок Городецкий». Это и позволило художнику в карикатурном виде изобразить поэтов через птичьи образы: попугая ярко го —для Городецкого, сирен-птицу вещую —для Клюева, птицу Финист- Ясный Сокол —•для Ремизова, а для Сергея Есенина — пичугу веселую во­ робья кудреватого, задорного выбрали, всем известную птицу крестьян­ ских полей и пашен, сельских и городских улиц. Городецкому карикатура показалась чудесной, а Александр Блок в своем дневнике назвал журналь­ чик «Рудин» «плюющимся злобой и грязным»; а карикатуры на Городец­ кого, Клюева, Есенина и Ремизова по поводу «Красы» злыми [251. Этаким ладным русским молодцем изображен Сергей Есенин в дру­ гом дружеском коллективном шарже на участников заграничной поезд­ ки: А. Дункан. С Есенина и А. Кусикова. Рисунок появился в Париже в 1924 году. Шаржированный Сергей Есенин ловко и весело орудует мет­ лой, расчищая перед Айседорой Дункан железнодорожный путь /32 /. Художник Борис Ефимов в дружеском шарже, опубликованном в журнале «Прожектор» (1923 г., № 10), изобразил Сергея Есенина, спе­ шащим на «Пленарное заседание российской литературы». Художник использовал известный факт биографии поэта: ведь Сергей Есенин и Ай­ седора Дункан были первыми пассажирами только что открытой авиа­ линии Москва — Кенигсберг. Вкниге «Тысяча зевков» (осень 1925 г.) художник Любимов опубли­ ковал дружеский шарж на писателей В. Маяковского, Л. Сейфуллину и Сергея Есенина, назвав его «Московские налетчики». Названные писате­ ли, связав редактора и засунув ему в рот кляп, ревизуют всю денежную наличность издательской кассы. Полные связки в руках В. Маяковского, прижимает пачки денег к груди Лидия Сейфуллина, а Сергей Есенин, как 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz