Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.
васильковых глаз. Есенин, конечно, погиб потому, что не мог ни понять, ни принять Европы. Услыхал я, что Есенина, в бытность его в Париже, посадили в сумасшедший дом.. Я громко тогда заявил: “Есенина надо отослать в Россию, а не в сумасшедший дом..”». По словам Григорьева, он писал Есе нина по утрам в течение семи сеансов в Париже. «Лицо поэта было бледно... глаза мутно голубели., после недавно завершен ной пьяной ночи... ванна, принятая перед сеансом, мало освежила его» [22]. На портрете Есенин изображен на фоне деревни Иполей. Рампа, очень подхо дящая для этого большого поэта-самород- ка, вышедшего из самой гущи деревенской, мужицкой гущи. Эдуард Мекш в статье «Есенинская тема в “Перезвонах”», проци тировав слова Григорьева о работе над портретом Есенина делает точные выводы: «Григорьев—русский худож ник. Он очень хорошо понял русского поэта, чего не скажешь о евро пейцах, которые, действительно, неадекватное поведение Есенина ис толковывали часто как “сумасшествие”. Григорьев же, и в портрете Есе нина и в комментариях к нему, раскрывает “рассейскую” специфику национального характера, тесно связанную с развитием истории и куль туры» [21]. Д. Бурлюк в книге «Русские художники в Америке 1917—1928 гг.» отмечает: «Среди портретов, исполненных Б. Григорьевым, особый инте рес представляют... портреты С. Есенина и М. Горького. 7 октября 1922 года в Нью-Йорк прибыли С Есенин и Айседора Дункан. Через год Бо рис Григорьев привез из Парижа и выставил в Нью -Галерее портрет поэта чьи волосы были цвета спелой ржи, а душа под впечатлением визи тов “скверного гостя” — “черного человека”. Борис Григорьев исполнил портрет трагического С. Есенина в Париже, когда поэт и его жена воз вращались в Советский Союз. Портрет С. Есенина с выставки был про дан и находится в одном из частных собраний Нью-Йорка». В письме к Софье Андреевне Толстой тот же Бурлюк сообщал' «Портрет Есенина ..куплен миллионером за 1000 долларов в Нью-Йорке. Размер 10x12 ар шин. Фон — синий, рубашка красная, волосы цвета соломы, а лицо — ржаного хлеба». (Из писем Д. Бурлюка С. А. Толстой. Ж. «Вопросы лите ратуры» № 10,1975 г,с. 242) [7]. Сергей Есенин Художник Б. Григорьев, 1923 г. 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz