Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

что I»то время многие видали в поэзии Есенина лишь стихи об “уходя­ щей” деревне и природе. Безусловно, это был односторонний взгляд. Кстати, так односторонне изобразил Сергея Есенина и художник Ю. Анненков. Но сделал это, по всей видимости, вполне осознанно.. Куль­ минация жизненной драмы Есенина, в понимании художника, —дерев­ ня. Вот почему рядом с поэтом он изобразил бревенчатый домик. Худож­ ник хотел подчеркнуть сложную, мечущуюся натуру. И штрихи, поло­ женные на первый взгляд хаотично, передают состояние нервозности. Линии, то плавно переходящие, то угловато обрывистые, — как бы под­ черкивают раздвоенность человека» [2]. Сам художник оставил не только зарисовку портрета поэта, но и вос­ поминания о встречах с ним. Виздательстве «Художественная литерату­ ра» в 1992 году вышел в свет двухтомник воспоминаний Ю. Анненкова, названный им «Дневник моих встреч». Среди других Юрий Анненков ярко и впечатляюще образно описывает и свои встречи с Сергеем Есени­ ным, которого он называет ласково Сережей, Серегой, Сергуней. Первая их встреча состоялась в Пенатах, в имении И. Е. Репина, где картинно­ маскарадно одетый Есенин читал стихи... Заночевав у Анненкова, Есенин читал стихи чуть ли не до утра, и с той поры их знакомство «постепенно перешло в близость, и, потом, в забулдыжное месиво дружбы» [5]. На рисунке Юрия Анненкова Есенин дан таким, каким он автору особенно запомнился: «.Девическая краса его лица быстро побледнела. Цвет кожи стал желтовато-серым, под глазами натекли легкие припух­ лости. Таким чуть-чуть отечным юношей, не потерявшим стройности и грубоватой грации русского подмастерья, он оставался до конца своих дней или, по крайней мере, до того дня, когда я встретился с ним в послед­ ний раз после его возвращения из-за границы. Таким он сохранился и на моем наброске, который мне удалось сделать с него, несмотря на сум­ бурность встреч» [6/. У Ильи Ефимовича Репина познакомился Сергей Есенин и с худож­ ником Борисом Григорьевым. С 1919 года художник жил за границей. Художник посвятил Есенину две работы: живописный «Портрет С. Есе­ нина» (Париж, 1923 год) и «Детство Есенина» (гуашь). «Я написал Есе­ нина, — говорит Григорьев, — хлебным и ржаным Он у меня представ­ лен как спелый колос под истомленным летним солнцем небом, в кото­ ром где-то заломила уже свои руки жуткая гроза. Волосы Есенину я написал цвета светлой соломы, такие у него и в самом деле были... В Есе­ нине я очень много, до избытку много видел от иконописи старорусской и так его писал. Но вместе с тем нашел я в Есенине нечто особое, ему одному свойственное: дерзость его некоторая, отмеченная мною в про­ жигающей слегка улыбке падшего ангела, что сгибала веки его голубых 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz