Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

ному Сергеем Митрофановичем у гроба Есенина: те же трагические, изломанные страданием брови. Этот рисунок сохранил­ ся». У фоба Сергея Есенина в тот день вме­ сте с отцом была и сама Рогнеда Сергеевна Это и ее намять зафиксировала сломанные страданием брови Есенина. 1923 год. Выполнен портрет Сергея Есе­ нина Юрием Анненковым Юрий Аннен­ ков познакомился с Сергеем Есениным в одну из репинских «сред» в Пенатах в 1916 году. Втот вечер у Репина Сергей Есе- нин познакомился с художниками А. Ко- , _ машко, Б. Григорьевым, LLI. Бродским, 1Іорті)ст Ьсенинл .. »-> і/~\ а г > Художник Ю. Анненков В- Сварогом, Ю. Анненковым.. Все они ри­ совали Есенина. Портрет Сергея Есенина, выполненный Юрием Анненковым (тушь, перо), нашими современни­ ками воспринимается по-разному. Вог точка зрения литератора Алексея Казакова: «Особенно примечателен, на мой взгляд, есенинский портрет работы Ю. Анненкова, вобравший в себя глубокий внутренний драма­ тизм одного из самых сложных периодов жизни поэта — 1923 года Пе­ ред нами Есенин, вернувшийся в Россию после долгой поездки в Европу и Америку. Воочию виден художник, написавший “Железный Миргород” и “Страну негодяев”. Образ Есенина очищен здесь от всяких бытовых мелочей, главное ощущение от портрета — душевное состояние поэта, бесконечно утомленного жизненными испытаниями. Пушкинские сло­ ва “себя как в зеркале я вижу” в полной мере применимы к этому изоб­ ражению Есенина» /16 /. По-другому прочитала этот портрет Есенина Галина Аверина — пре­ подаватель ИЗО Полянской средней школы-интерната Рязанской обла­ сти: «Интересно понимание Есенина художником Ильей Герасимови­ чем Рыженкоиым: “Ты, Сережа, дикарь, ты совсем не похож на европей­ ских культурных эстетов. Для тебя не существует прошлого, оно только дрем\ет у тебя, как у дерева. Ты — кусочек народа ... Д іже в твоей “Мос­ кве кабацкой” менее всего кабака, а больше мучительного желания выр­ ваться из векового плена. За тобой деревня. Сегодняшняя деревня еще не доросла до твоих “деревенских” стихов. Нет, к тебе тянутся простые люди города Они видят в тебе не интеллигента Блока, не академика Брю­ сова не шероховатых “кузнецов”, — они чувствуют в тебе родную душу русского народа... Художник еще тогда увидел в поэзии С. Есенина ту глубину, которая открылась нам особенно ярко сейчас. Это чрезвычайно ценно, если учесть, 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz