Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

Несколько рисунков Сергея Есенина сделано скульптором С. Т. Коненковым. Видимо, эти рисунки — подготовительная работа к созданию скульптурного портре­ та поэта, выполненного автором и в гипсе, и в дереве. О том, что скульптором выпол­ нена работа—деревянный бюст Есенина— известно всем Но сохранилась и другая за­ думка —•Есенин в полный рост. Это скульп­ турные портреты поэта, выполненные Сер­ геем Тимофеевичем Коненковым. Сейчас речь идет о рисунках, о рисованных порт­ ретах поэта, выполненных скульптором. Вавтобиографической книге «Мой век» С. Т. Коненков рассказал о работе над бюс­ том поэта Сергея Есенина; «Весною двад­ цатого года Есенин позировал мне для пор­ трета. Сеансы продолжались с неделю. Я вылепил из глины бюст, сделал несколько карандашных рисунков» [ 12]. Глиняный бюст разбился. Скульптурный портрет Есенина в дереве со­ хранился. Софья Андреевна Толстая писала Коненкову в письме и о судь­ бе глиняного бюста Есенина, и о том, чтобы он помог в создании памят­ ника Есенину. В ЦГАЛИ хранится проект памятника поэту работы Ко­ ненкова. Проект.. На фотографии проекта, на обороте, стоит штамп: «Де Витт Вад 461. Шестая авеню. Нью-Йорк. Июль 23, 1929 года». Сергей Есенин дан в полный рост в момент, когда он читает стихи. Полы пальто распахнуты. Рука — в ритмичном взмахе. Лицо одухотворено. То же одухотворение и в деревянном скульптурном портрете Есени­ на. «Есенинский бюст я переводил в дерево без натуры, корректируя сде­ ланный с натуры портрет по сильному впечатлению, жившему во мне с весны восемнадцатого года Тогда на моей Пресненской выставке перед толпой посетителей Есенин читал стихи. Возбужденный и радостный. Во­ лосы взъерошены. Наморщен лоб. Глаза распахнуты», — такова подпись на фотографии бюста Сергея Есенина сделанная С. Т. Коненковым в книге «Мой век» [18]. В частном собрании в Москве есть карандашный набросок, сделан­ ный с натуры С. Коненковым в марте 1920 года в Москве, когда скульп­ тор задумал вырубить из дерева бюст Есенина Это явно подготовитель­ ный рисунок. А вот другой рисунок — из коллекции в музее С. Т. Ко­ ненкова (копия рисунка — в музее-заповеднике С. Есенина, в селе Константинове) иного плана: в широкополой шляпе Есенин задорно, 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz