Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

ПОРТРЕТЫ ЕСЕНИНА До нашего времени дошло около тридцати прижизненных изобра­ жений Сергея Есенина. Это немало, если принять во внимание, что твор­ ческая жизнь поэта — это время революционных переворотов, Граж­ данской войны, что умер он тридцатилетним Ни один портрет Есенина, взятый отдельно, не даст исчерпывающего представления о внешнем облике, о высокой духовности русского национального лирика-поэта. Портреты созданы и профессиональными художниками, известными своей высокой квалификацией, и непрофессионалами. Всумме своей эти портреты все же дают конкретное представление о наружности Сергея Александровича Есенина. Все они созданы за короткий промежуток вре­ мени — 10 лет; первые рисунки — 1915 год, последние — 1925 год. И зачастую они дополняют один другого, давая возможность вглядеться в облик поэта в разное время, проследить его юзмужание, психологиче­ ский настрой, душевное равновесие. Дополняют эти зрительные образы, созданные художниками, и воспоминания современников. Свидетельства эти зачастую разноречивы, причиной чему и изменчивость мгновенная наружности поэта, и отношение к Есенину мемуаристов. Самый ранний портрет Есенина выполнен Владимиром Александ­ ровичем Юнгером. В. А Юнгер — юрист по образованию — прекрасно рисовал Карандашный портрет Есенина где автор достиг максимально­ го портретного сходства — того, что было присуще молодому поэту: куд­ рявые волосы, вопрошающий и доверчивый взгляд, печальная складка губ, — был выполнен в Петрограде. Изображение Есенина выполнено оранжевым карандашом на плотном листе картона И дата проставлена — 7.Х. Знакомство С. Есенина с В. Юнгером произошло у Н. Клюева 7.Х. 1915 года [1]. Анна Андреевна Ахматова сказала об этом рисунке: «Именно таким приезжал Есенин ко мне в Царское Село в рождественские дни 1915 года Немного застенчивый, беленький, кудрявый, голубоглазый и донельзя наивный. Володя Юнгер удивительно точно передал выражение его глаз. Да, таким я увидела его в первый раз» [20]. Известный советский художник Е. Моисеенко писал об этом рисун­ ке: «На мой взгляд, представляет ценность и, может быть, более других достоин внимания- один из ранних портретов Есенина, выполненный петроградским поэтом и художником В. А. Юнгером в 1915 году. Каран­ дашный набросок головы молодого поэта., лишен той напускной краси­ вости, той слащавой сентиментальности, которыми отмечены многие другие изображения поэта Это портрет человека умного, пытливого, 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz