Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

... И Грибоедов здесь зарыт... ... Под плач зурны и тари... ... во время тогдашнего своего приезда в Тифлис Маяковский нигде не выступал (не считая поэм, опубликованных в “Заре Востока”) и все время был занят переговорами с Марджановым относительно поста­ новки “Мистерии-Буфф”. Вряд хи он тогда встречался с грузинскими поэтами. Должен напомнить, что в конце августа и начале сентября 1924 года Грузия переживала трагические события (восстание меньшевиков), и тут было не до встреч, не до новых знакомств... Ещераз утверждаю, что все факты, изложенные мною в первой гла­ ве, вполне соответствуют действительности, если не говорить о не­ большой дозе художественного вымысла, без которого я не мыслю себе мемуарной литературы». Здесь я прерву письмо. Вержбицкий определенно запутался в своих доводах. Откуда он знает, что Маяковский «все время был занят пере­ говорами с Марджановым и вряд ли люг встречаться с грузинскими по­ этами». Именно в первые дни приезда Маяковский познакомился с гру­ зинскими поэтами, и они опекали его все время. Чиковани, Аеонидзе, Нина Табидзе и другие, встречавшиеся с Маяковским, а затем и с Есени­ ным, не видели их вместе, а тем более путешествуюгцими по городу, посещавшими бани и другие достопримечательные места. Самже Вержбицкий признает, что в первые дни сентября город на­ ходился в сложной обстановке. А когда Есенин приехал с Вардиным в середине сентября, Маяковского в Тифлисе уже не было. Николай Тихонов, находившийся тогда в Тифлисе, говорил мне, что версия о встрече Есенина с Маяковским и об их путешествии по городу весьма сомнительна. Настораживала меня и фраза Вержбицкого о «праве на небольшую дозу художественного вымысла». Да, многоречивые диалоги Есенина и Маяковского, приводимые им в рукописи, казались придуманными. Возьмем, к примеру, разговор Маяковского с Есениным о художнике Нико Пиросманишвили. Не мог Маяковский в свой первый приезд в Грузию при Советской власти знать о Пиросмани и так подробно о нем рассказы­ вать. С картинами Пиросмани Маяковский познакомился, когда вто­ рично приехал в Грузию, в 1926 году, и побывал в гостях у художника Кирилла Зданевича — известного собирателя картин Пиросмани. Ятщетно убеждал Вержбицкого в этом, но он настаивал на своем. И тогда мне пришлось дать в книге примечание: «Редакция считает нужным сделать оговорку, что ни в каких известных ей воспоминани­ 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz