Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

реквиема». В письме Пастернаку (около января 1926 года) Цветаева обратилась к нему с просьбой написать ей «достоверности о смерти Есе­ нина: час, день недели, число, название гостиницы, по возможности — номер. С вокзала — прямо в гостиницу™ Еще: год рождения, по возмож­ ности — число и месяц... короткую биографию — главные этапы...». Но замысел поэмы осуществлён не был В письме к Б. Пастернаку она признавалась: «Борис, ты не думай, что это я о твоём (поэма) Шмид­ те, я о теме, о твоей трагической верности подлиннику. Я, любя, слабос­ тей не вижу, всё —сила. У меня Шмидт бы вышел не Шмидтом, или бы я его совсем не взяла, как не смогла (пока) взять Есенина». Многозначительное «пока» свидетельствует, что о Есенине Марина Ивановна думает, хочет этот образ в поэзии передать в «его трагической верности подлиннику» и мучается в поисках. В своей статье «Поэт и время» она пытается объяснить и трагедию Есенина: «Одиночка Тютчев? Лесков, вместо своего поколения, попавший в наше? Но так ведь можно дойти до Есенина, запоздавшего в свой край всего на 10 лет. Родись он, на десять лет раньше — пели бы — успели бы спеть — его, а не Демьяна Для литературы эпохи показателен он, а не Демьян показательный, может быть, но никак не для поэзии. Есенин, по­ гибший из-за того, что заказа нашего времени выполнить не мог из-за чувства очень близкого к совести: между завистью и совестью — зря по­ гиб, ибо даже гражданский заказ нашего времени (множеств единолич­ ному) выполнил “Я последний поэт деревни...” Всякая современность в настоящем —сосуществование времен, кон­ цы и начала, живой узел, который только разрубить. Всякая современ­ ность —пригород Вся российская современность сейчас —один сплош­ ной огромный духовный пригород с деревнями — не деревнями и горо­ дами — не городами — место во времени, на котором Есенин, так и оставшийся между деревней и городом, и биографически был уместен. .. Из Истории не выскочишь. Пойми это Есенин, он спокойно пел бы не только свою деревню, но и дерево над хатой, и этого бы дерева ника­ кими топорами из поэзии XX века не вырубить.. Есенин погиб, потому что не свой, чужой заказ (времени — обще­ ству) принял за свой (времени — поэту), один из заказов — за весь заказ. Есенин погиб, потому что другим позволил, знать за себя, забыл, что он сам — провод. Самый прямой провод. Политический (каков бы ни был) заказ поэту — заказ не по адресу... Таскать поэта в хвосте политики — непроизводительно. Посему, полити­ ческий заказ поэту не есть заказ времени, заказывающего без посредни­ 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz