Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.
Сергей Есенин провидели написалсудьбурусского крестьянства, судьбу крестьянской культуры России накануне полного уничтожения целого слоя русского народа, уничтожения продуманного, целенаправленного. Цветаева провидела судьбу русской интеллигенции. «Для того, чтобы поэт сложил народную песню, нужно, чтобы народ вселился в поэта Народная песня — не отказ, а органическое совпаде ние, сращение, созвучие данного “я” с народным (в современности, ут верждаю, не Есенин, а Блок)», — размышляет Марина Цветаева, о поэте и его времени. Неоднозначно ее восприятие Есенина От восхищения — к отрицанию, от приятия — к неприятию чего-то в поэзии, но не поэта в целом Ведь постоянно в поле зрения ее — стихи Есенина Произнося «Слою о Бальмонте», размышляет она и о Есенине: «Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы, не задумываясь, сказала “ПОЭТ”. Не улыбаетесь, господа? Я бы не сказала так ни о Есенине, ни о Мандель штаме, не о Маяковском, ни о Гумилёве, ни даже о Блоке Ибо в каждом из них, кроме поэта было ещё нечто большее или меньшее, лучшее или худшее, Но ещё нечто. Даже у Ахматовой была молитва — вне стихов Она отмечает, что у Есенина есть образы и слуховые, “почти отсутствую щие, кстати, у имажинистов, за исключением Есенина поразительно ту гих на ухо”» (см. статью «Пастернак и дождь»). А в письме Б. Л. Пастернаку от 31 декабря 1920 года отмечает «Передам Светлову (“Молодая гвардия”), что его “Гренада” — мой любимый —чуть не сказала мой лучший —стих за все эти годы. У Есени на ни одного такого не было. Этого, впрочем, не говори, —пусть Есенину мирно спится». Будучи членом Дворца искусств, Есенин вместе с Мариной Цветае вой и Бальмонтом и другими выступал на вечере поэтов, посвящённом «Празднику труда» 1 мая 1919 года (См. газ. «Вечерние известия», М, 1919, 3 мая). Был среди авторов неосуществленного Первого сборника стихов Дворца искусств» 19 мая 1922 года Дом искусств в Берлине объявил о заседании с уча стием С. А. Есенина А. Б. Кусикова И. Г. Эренбурга (вступительный док лад). Была и М. И. Цветаева Есенин вДоме искусств выступать отказался. Публика тщетно ожидала появления Есенина и разошлась с чувством легкого разочарования, (газ. «Накануне». Берлин, 1922, № 47.) За границей М. И. Цветаева чутко следила за тем, что происходит в России. Её читатель остался на родине, «из мира гдемои стихи были нуж ны, как хлеб, я попала в мир, где стихи — никому не нужны — как де серт, если десерт кому-нибудь нужен...» За границей узнала она о смерти Есенина По свидетельству Пастер нака, Цветаева, узнав о смерти Есенина, задумала о нем поэму «Род 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz