Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.
Литературовед А. М. Панченко объясняет причину весьма распрост раненного в 20-е годы явления театральности: «Всякое вообще револю ционное и переломное время сопровождается маскарадностью (См Ве ликую французскую революцию. Петровское время) И это, по-видимо му, не просто “пир во время чумы”.Мне кажется, что накануне и во время взрыва культура распадается на отдельные течения, каждое из которых стремится победить... Каждое такое течение подчёркивает свою “знако- вость”. “Знаковой” становится и одежда (См у Маяковского: “Сегодня до последней пуговицы в одежде жизнь переделаем снова”)». Клюев не изменил выбранному «течению». Он выбрал себе роль зас тупника Культуры Руси, обрядов и обычаев Руси, языка Руси, хранителя духа Руси, духа крещеной Руси. Он справился со своей ролью до конца. Публикуется впервые. АВТОГРАФ НИКОЛАЯ КЛЮЕВА Давно это было, лет 10 тому назад. Работала я в Центральном госу дарственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ) в Москве. Все, что касалось фотографий Сергея Есенина, изучала, извлекая из архи вных хранилищ. В одном газетном отклике на смерть Сергея Есенина прочитала, что во время прощания с поэтом от его вдовы Софьи Андре евны Толстой-Есениной ни на шаг не отходила ее подруга — ленинград ская писательница Мария Михайловна Шкапская. Решила изучить фонд М М. Шкапской в ЦГАЛИ: а вдруг найду что-то Есенина касающееся. И, действительно, нашла немало интересного. Особенно любопытен альбом с её дневниковыми записями, автографами В. Инбер, Г. Фиша, М. Зощен ко, рисунками М. А. Волошина, портретами И. А Груздева, А. А. Ахмато вой, С. А. Толстой и др. В альбоме автографы, машинопись, фотографии, газетные вырезки, шутки, экспромты... Крайние даты заполнения альбома 1921—1925 гг. Количество лис тов — 232 (фонд 2182, on. 1, ед. хр. 141—142). Вот в этом альбоме и увидела я фотографию поэта Николая Клюева с незнакомым мне человеком. Оглядела читальный зал ЦГАЛИ (теперь РГАЛИ). Увидела работавшего над материалами сидевшего неподалеку Сергея Ивановича Субботина Он — клюевед. К нему-то и подсела я с альбомом: — Кто это? 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz