Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

жает ли он Клюеву в этом, он ответил просто: «Я русский человек. Мне удобно в русской одежде. Вы увидели в этом подражание Клюеву? Спа­ сибо. Это достойный заступник народных обычаев, народной поведен­ ческой стези, далёкий от угодничеству Западу. Но я никому не подра­ жаю. Я вот такой есть, я не ряжусь под русского, я живу по-русски». «Клюев решил идти по выбранному ещё его далёким предком про­ топопом Аввакумом пути. Только в стезе ревностной защиты народного уклада, обычаев и убеждений земледельцев — “древлей” православной веры видел Клюев спасение русской культуры, духовного здоровья и соци­ альной цельности государства. Вот почему он и внешним видом своим до последних дней в Томске стремился блюсти суровый образ “доли народного певца”, готового “перед пастью львиною” не отречься от меч­ ты о грядущем Китеж-граде. А если надо — принять мученическую смерть “самосожженца”», — так объясняет Игорь Западалов поведен­ ческую линию Клюева, линию блестящей актерской игры в театре од­ ного актера 21 октября 1917 года Сергей Есенин и Николай Клюев побывали в редакции «Ежемесячного журнала», где читали свои произведения. Из дневника писателя Б. А. Лазаревского: «...пошел я в “Ежемесячный жур­ нал” ... Я, вообще не любящий стихов, -вдруг услыхал двух поэтов — да каких! Великорусский Шевченко этот Николай Клюев и наружность, как у Шевченко в молодости! Начал он читать негромко, под сурдинку басом И очаровал! Проникновеннее Некрасова сочнее Кольцова Миролюбов плакал... Чуть было не заплакал и я. Не чтение, а музыка, не слова, а еван­ гелие, а главное — дикция особенная- Как нельзя перевести Шевченко ни на один язык, даже на русский, сохранив все нюансы, так нельзя пере­ вести и Клюева..». Любопытно свидетельство Владимира Чернявского о том, какое впе­ чатление производило на Есенина чтение стихов Клюевым: «Есенин бла­ гоговел перед Клюевым как поэтом. В часы, когда тот читал с большим искусством свои тяжелые, многодумные, изощренно-мистические сти­ хотворения и “беседныё наигрыши”, Сергей не раз молча указывал на него глазами, как бы говоря: “Вот они, каковы стихи?”» В1915 году Есенин и Клюев играли — т.е. выглядели и одевались так, как того хотелось владельцам и завсегдатаям великосветских салонов — они имели крестьянский наряд: в крестьянских поддевках, подстрижен­ ные в скобку. Впетроградских журналах появлялись отзывы и в иронич­ ном, и даже в издевательском тоне. Так в «Журнале журналов» № 30 за 1915 год отмечалось: «Новые артисты подвизаются на арене литератур­ ного балагана Клычков, Клюев, Есенин, Ширяевец Публике нашей, пре­ сытившейся модернизмами, эстетизмами и футуризмами, нужна новая 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz