Кузнецова, В. Е. С думой о Есенине : сборник статей / В. Е. Кузнецова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 318, [1] с. : ил., портр.

АКТЕР, ИГРАВШИЙ САМОГО СЕБЯ Современники неоднократно отмечали актерские данные поэта Николая Клюева. «Он был очень умный, очень талантливый актёр с вели­ чайшей интуицией», — отмечал Николай Ильич Архипов, вытегорский редактор местной газеты, первый советский директор Петергофа — Пет- родворца, друг поэта Николая Клюева Артистичный поэт — это очень ценное свидетельство. Лермонтовед, литературовед, профессор ЛГУ Виктор Андроннико- вич Мануйлов в книге «Записки счастливого человек;!» рассказал и о Ни­ колае Клюеве: «Несомненно, в Клюеве было много артистического, сти­ лизованного, но настолько настоящего, ему только ведомого и присуще­ го, что привычная маска уже воспринималась как единственное и неповторимое лицо». ТЕАТР НИКОЛАЯ КЛЮЕВА — так я хотела назвать тему своего со­ общения. ТЕАТР, в котором был лишь один актер, игравший самого себя. Образ человека, расположенного к бытовому лицедейству, опреде­ ленному поведенческому, публичному «наигрышу», сохранился с детства в памяти крестника Николая Клюева Игоря Западалова «Николай Клю­ ев _. мне кажется стариком. У него длинные “поповские” волосы, узкая и короткая седоватая бородка- Кушая бабушкиноугощенье, он непрерывно окает, говорит какие-то особые слова “варенец”, “брашна”, “куманичное варение”.. Бабушку ласкою называл “домовухой”, меня, поглаживая по голове, “крестником Егорушкой”.. Привлекала его одежда Он был в высоких, в гармошку, сапогах, в полосах с напуском брюках, васильковой с крестами рубахе, на которой висел на цепочке массивный крест. Поверх была поддевка суконная с шелковой подкладкой, на плечах давно уже находившийся в употребле­ нии, лоснящийся на лацканах долгополый пиджак». Позднее Игорь Западалов объяснит этот наряд, эту поведенческую линию Клюева так «..был дан тайный зарок. На людях надо играть эту роль, которую взял вначале, нельзя менять пришедшуюся к лицу маску, облачаться в непри­ вычные для публики наряды. КРЕСТЬЯНСКИЙ поэт? Крестьянский! Вот и любуйтесь в салонах и на эстрадах непривычным видом “питомца еви­ н а от медведя посла”, который и перед императрицей и всем двором “стоял в грубых мужицких сапогах, в пестрядинной рубахе, с синим полукафтанцем на Плечах”. Внаше время такое исконно русское одеяние выбрал для повседнев­ ного ношения фольклорист, историк, писатель Дмитрий Балашов. На Днях славянской письменности в Мурманске на мой вопрос, не подра­ 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz