Кузнецова, В. Е. Есенин и православие // Под сенью Трифона. - 2011. - № 2. - С. 30-32 : фот.

Он оставил, бросил без своего попечения Русь — удел Пре­ святой Богородицы: ... Но даже с тайной Бога Веду я тайно спор... Есенин не отрицает присут­ ствия Бога, он спорит с Ним дерзко, хулигански, зло, до бо­ гоотступничества. Но проходит гнев, наступает уныние, и он пробует оценить то, что про­ исходит в России. Он глубоко переживает разрыв с Богом и признается в этом: ... Ты прости, что я в Бога не верую — Я молюсь ему по номам. Так мне нужно. И нужно молиться... Тема «Есенин и правосла­ вие» последнее время при­ влекает внимание многих ис­ следователей. Международный общественный Фонд единства православных народов с 2003 года выпускает серию книг «Русские писатели и право­ славие» в издательском доме «К единству!» В 2009 году вышла книга «Рубцов и православие» (тираж 5000 экземпляров), в 2011 году — «С.А. Есенин и правосла­ вие» (тираж 5000 экземпляров). Естественно, во все библиотеки эти книги попасть не могут, но в нашем северном музее С.А. Есенина, находящемся в областной детско-юношеской библиотеке города Мурманска, они есть. «Сергей Есенин и Николай Рубцов — трагические братья русской поэзии.... Николай Рубцов — поэт долгожданный. Блок и Есенин были последни­ ми, кто очаровал читающий мир поэзией — непридуманной, ор­ ганической. Полвека прошло в поиске, в изыске, в утверждении многих форм, а также истин... Время от времени в огромном хоре советской поэзии звучали голоса яркие, неповторимые. И все же хотелось Рубцова. Требо­ валось. Кислородное голодание без его стихов надвигалось...» Сборник «С.А. Есенин и православие», вышедший в издательстве «К единству!» — так характеризует появление Рубцова в поэзии Глеб Горбов- ский. Параллель, проведенная с Есениным, неслучайна. В сборник «Есенин и право­ славие» вошли статьи и людей, исследующих творчество Есе­ нина с научной точки зрения, и людей, которые прочитали стихи и творческую биографию поэта с православной точки зрения. 26 авторов — представители разных стран: России, Белорус­ сии, Украины, США, Венгрии, Франции, Польши... Интересно слово митрополита Рязанского и Касимовского Симона, сказан­ ное на торжественном собрании, посвященном 100-летию С.А. Есенина. Эту тему продолжил и углубил в статье «Есенин и православие» архиепископ Ря­ занский и Касимовский Павел: «Меня порадовало то, что вклю­ чена в сборник и статья «Сергей Есенин» Михаила Дунаева, доктора богословия, профессора Московской духовной академии из его книги «В горниле сомне­ ний». Давно я искала эту книгу, но, увы... Татьяна Савченко в своей статье «Тема вины и покаяния в русской поэзии 20-го века: к вопросу о христианских мотивах в отечественной литературе» рассказывает о покаянии рус­ ских писателей от Бунина до наших современников Ерофеева и Губанова... «В одном только двустишии Есенина «...И про­ стим, где нас горько обидели / По чужой и по нашей вине...» сложно переплетаются мотивы и вины, и обиды, и покаяния, и прощения. Даже есенинское «требовал» («... Слишком мало я в юности требовал, / Забываясь в кабацком чаду...») наполне­ но совсем другим — высоким — смыслом, нежели обычное потребительское «требовать». Видно недаром Цветаева говори­ ла: «Есенин погиб из-за чувства, очень близкого к совести...» Любопытна статья о Спас- Клепиковском периоде жизни Есенина Максима Скороходова, отрывок из которой уже цитиро­ вался выше. Вечный вопрос ненужности миру остро поставлен в лирике Есенина и Рубцова. Прошло вре­ мя, и оно доказало, что оба поэта миру нужны, именно народ это почувствовал и потребовал. И вопрос о православии, который долгое время не упоминался, теперь звучит все громче и до­ казательнее. Я приглашаю всех в наш музей Сергея Есенина познако­ миться с книгами серии «Рус­ ские писатели и православие» ощутить духовность поэзии Есенина и Рубцова. 32 Под сенью Трифона | №2 2011

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz