Кузнецова, В. Е. Есенин и православие // Под сенью Трифона. - 2011. - № 2. - С. 30-32 : фот.
вещавших пастырям церковным и учителям школьным распро странение народного просвеще ния в духе святой Православной Церкви». Праздник начинался 10 мая вечером, когда проходило «в церкви при духовно-учебном заведении или местной приход ской торжественное всенощное бдение с чтением, по желанию, акафиста святым Мефодию и Кириллу; 11 мая совершали Бо жественную литургию и после оной молебен святым Мефодию и Кириллу, причем учащиеся во время означенных богослужений принимают участие в чтении и пении; в послеобеденное время в духовно-учебных заведениях предоставляется назначать тор жественные собрания, с чтением учащими записок о великих под вигах, подъятых святыми бра тьями Мефодием и Кириллом во благо всех словенских народов, и приличествующими торжеству песнопениями». О том, как мог проходить этот праздник в Спас-Клепиках, можно получить представление, прочитав материал, опубли кованный в начале прошлого века: «Праздник. Обедня кон чилась. У церкви толпа народа. С колокольни льётся ласковый звон колоколов. На паперти по казываются «богоносцы». Ныне это все школьники. Богоносцы спускаются с высоких присту пок. Идут священнослужащие в облачениях, идут певчие, идут школьники: юноши, дети, де вочки. Крестный ход движется к второклассной школе. <...> Школьники трогательно поют тропарь св. братьям. Звуки коло колов то стихают, будто уносясь куда-то в незримую даль, то слы шатся совсем над головой. <...> Красивое здание школы Толпа школьников вслед за хоругвями скучивается и под нимается по парадным ступе ням. Пение становится глуше в тесном для толпы коридоре. Иконы размещаются вдоль стен <...> хоругвям тесно — они на клонились над столом, покры тым белой чистой скатертью. На столе крест, Евангелие, сосуд для воды и кропило. Начинается молебен святым первоучителям с водосвятием. Дети, набож но опустив головы, слушают Евангелие. Священник отчёт ливо произносит каждое слово. Благодатное слово проникает в сердце, успокаивает его, вносит животворную теплоту в каждую душу. Ученики с благоговени ем целуют святое Евангелие и крест, подставляя свои головы под кропило. Святая вода живит всех». С.А. Есенин в 1911 году дол жен был участвовать и в тор жественных богослужениях по случаю 50-летия освобождения крестьян от крепостной зави симости. Опубликованный в «Церковных ведомостях» до кумент позволяет определить как содержание праздничных мероприятий, так и те книги, которые были получены Спас- Клепиковской второклассной школой в связи с этим юбилеем: «Святейший Синод, согласно заключению Училищного при оном Совета, определяет: 1) поручить епархиальным учи лищным советам и уездным от делениям сделать распоряжение о том, чтобы учащие и учащиеся церковных школ присутствовали 19-го февраля при богослуже нии, вечернем — накануне и утреннем — в день празднова ния; 2) чтобы для учащихся были устроены в этот день чтения по имеющей быть разосланной Училищным Советом при Свя тейшем Синоде во все школы брошюре: «К пятидесятилетию освобождения крестьян от кре постной зависимости», где ока жется возможным, с туманны ми картинами. <...> 4) поручить Издательской Комиссии при обрести в число собственных изданий Училищного Совета составленное архимандритом Макарием (Гневушевым) ру кописное сочинение под за главием: «Крепостное право на Руси и освобождение крестьян от крепостной зависимости» и затем отпечатать это сочинение <...> и по отпечатании разо слать оное в количестве 9500 экземпляров в виде бесплатно го приложения к журналу «На родное Образование». (Цитата по статье М. Скороходова из сборника «Есенин и правосла вие», Москва, 2011 год) После окончания школы в Спас-Клепиках Есенин уез жает в Москву. В учительский институт он и не пробует по ступать: он выбрал свой путь, путь поэта. Важно отметить еще один существенный момент. Как человек, с детства принявший Христа и всецело полагавший ся на Промысел Божий, Есенин все свои надежды на лучшее будущее России первоначально связывал с христианским пре ображением Отечества и всего мира. Он полагал, что Рос сия выстрадала христианский социализм и справедливую народную будущность. Весь 1917 год Есенин возглашал: «Господи, я верую!» Однако события в России начали раз виваться по другому сценарию. И в отчаянии поэт оплакивает Россию, говорит, что Бог от вернулся от нее, даже ругается с Богом, пеняет Ему за то, что Под сенью Трифона | №2 2011 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz