Кузнецова, В. Е. Мой учитель - ученик Николая Клюева // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 73-77.
74 Региональный компонент содержания образования народных клюевских чтениях 2006 года, на которые я не попала из-за болезни. В бандероль была вложена небольшая книжечка С. Г. Спасибенко «Дважды раненный». Книгу напи сала жена брата Павла Петровича Николая. Как много я узнала о своем учителе из этой бандероли. А ведь для вытегорцев собирая мате риал, я обращалась и в музей при педколледже г. Мурманска (ничего!), и в музей педагогики при педагогическом университете. Там, спасибо Дра- нишникову В. В., в очерках истории народного об разования Кольского края нашли несколько слов о П. П. Спасибснко на странице 97: «В класс входит красивый стройный с густыми вьющимися волоса ми голубыми веселыми и добрыми глазами учитель русского языка и литературы Павел Петрович. Ока зывается, он у нас еще и классный руководитель. И началось вхождение в мир прекрасного. Лите ратурные герои на уроках Павла Петровича Спаси бенко превращались в живых людей с их судьбами и мыслями, их радостями и бедами»,—вспоминает Фаина Михайловна Филянова (Лукашова). Все. Больше ничего не узнала я в Мурманске о Павле Петровиче. Обращалась и в архив народно го образования. Пусто. В «Педагогической энцикло педии Мурманской области. XX век. История в лю дях.» есть один абзац, посвященный П. П. Спаси бенко. Нового там я ничего не нашла. А вот неточ ности есть: даты жизни указаны 1906-1979, а на са мом деле 1906-1996 год. Павел Петрович не дожил до своего 90-летия меньше месяца. А вот фотогра фии и там нет. А ведь 35 лет педагогического труда Павла Пет ровича прошли в мурманских школах, был инспек тором Областного отдела народного образования, методистом Института усовершенствования учите лей. .. В годы Великой Отечественной войны П. П. Спа сибенко с первого дня боев и до дня победы воевал, защищая Кольскую землю на полуостровах Рыбачем и Среднем. Читаю работу Ани Мартюговой. Особенно меня интересуют те страницы, которые касаются знаком ства с Клюевым Павла Петровича Спасибенко: «Над Павлом Спасибенко никто не подшучивал в классе, мы видели в нем будущего поэта, в чем был уверен и он сам... Павла поднимало в наших гла зах то, что к нему с радушием относился Николай Клюев, проживавший тогда в Вытегре» — вспоми нал школьный вытегорский друг Павла —поэт Васи лий Андреевич Соколов (Соколов В. Ученик поэта // Красное знамя,—1981.—26 сентября.—№ 116). Павел вспоминал о Клюеве, как ученик об учи теле, уважительно и светло. В одном из своих сти хотворений Павел Спасибенко вспоминает его имя и строчку из стихотворения Клюева «Красная пес ня», в котором передано настроение и мировоспри ятие молодого поколения 20-х годов: «ЗА ЗЕМЛЮ, ЗА ВОЛЮ» Время бежит, не прерываясь: Минута в минуту и след во след... Но только глаза я свои закрываю- Вижу начало двадцатых лет. Первые годы Советской власти. Голод... Лица желты, как воск. Белогвардейские, слышим мы, части Рвутся с боями в Петрозаводск. Улица. Митинг. Полно народу... Мы, подростки, тоже там... Слушаем речи борцов за свободу, О кознях Антанты и белых банд. Красноармейцы, храните город, Бейте врага в упор! Вам на подмогу идут добровольцы И комсомольцы из вытегор. Гнев и волнение. Без проволочки Клюев поднялся в тот час над толпой, Бросает в толпу зовущие строчки: «За землю, за волю, за хлеб трудовой!» В газетной статье «Ученик поэта» Василий Соко лов вспоминает строки из писем Павла Спасибенко, присланных ему из Горького, в которых тот делил ся своими воспоминаниями о встречах с Николаем Алексеевичем Клюевым в его квартире в Вытегре: «Он доверчиво открыл дверь, обрадовался молоде жи. „Проходите, дорогие, проходите" —в произно шении слов перекатывалось наше круглое, как го рошина, олонецкое „о“ . Клюев был в белой рубахе с вышитым воротом. Темная борода аккуратно под стрижена. Усы густые, брови отчетливые. Волосы отпущены не длинно, по-крестьянски, гладко при чесаны. Выражение лица мне показалось добрым, чуть печальным. Взгляд внимательный, долгий, как бы пронизывающий. В комнате простой стол, покрытый цветастой скатертью. Мы сели на лавку, смотрели удивленно: в другой комнате светится лампадка, а стена напро тив нас увешана, как в часовне, иконами! Странно было видеть это в наше советское время. Несколько икон в окладах, над другими нависали полотенца. Много позже я понял, что это была коллекция не просто икон, а произведений древней русской живо писи впоследствии хозяин увез их в Ленинград. Ре бята принесли Клюеву школьные рукописные жур налы. Клюев посмотрел их, полистал и пошел раз говор о большой литературе, о поэтах Брюсове, Есе нине, Маяковском, Блоке, а о Пушкине говорил он, возведя руки, „как о Боге“ ». В другой раз пришел Павел Спасибенко к Клю еву со своими стихами. Тот взял одно — прочел, отложил в сторону и стал говорить о том, что нужно писать об увиденном своими глазами в избе, в поле, в лесу. Изображать это не примелькавшимися слова ми, а содержавшими свежий художественный образ. Для примера он стал наизусть читать стихотворение Есенина «В хате». В следующий приход гостя Николай Алексеевич, взяв с полки книгу в зеленом переплете и раскрыв
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz