Кузнецова, В. Е. Наследие С. Есенина - "Времен связующая нить" (проблема деревни в творчестве С. Есенина и В. Маслова // III Масловские чтения : региональная научно-практическая и литературно-художественная конференция памяти В. С. Маслова, 15-16 дек. 2004 г. / Федер. агентство по образованию "Мурм. гос. пед ун-т". - Мурманск, 2005. - С. 18-21.
вместе с земляками в свое село и видя его запустевшим, вымершим, не вынесла всего и с горя повесилась. «Меня трагедия Марии Павловской по-человечески тронула. С одной стороны, Павловская проводила политику партии, призывавшую к ликвидации «неперспективных сёл». С другой - она понимала, что политика неверна, но как возродить село - не знала и мучилась. Поэтому и пришла в свою бывшую комнатку в пустом доме, где и обратила внимание на белый электрический провод...», - откликнулся на рассказ Маслова мурманский поэт Владимир Смирнов, —подчеркнув, что трагедия опустения приморских сел - это дело рук чиновников от власти. Да, то, что происходило в селе, было исполнением воли сверху. И Павловская Мария была бездумной исполнительницей. Все директивы, сверху приходившие, исполняла ретиво, проводила в деревне линию партии и правительства. И не сомневались, что именно так и нужно жить. Да, это дыхание ушедших годов четко слышно в рассказе «Свадьба». Тогда предлагалось жить по многочис ленным постановлениям и указам. И не колхозники решали свою судьбу, а райкомы. Читаю «Свадьбу», а кажется, что Маслов написал о моем селе о 11оное. Упорно сопротивлялись жители деревни: объявили село неперспективным - адеревня не исчезла, по-прежнему трудилась и жила: отобрали оленье стадо и передали другому колхозу, отобрали скот- не сдалась деревня. Закрыли пекарню, почту, магазин - не разъехались люди. И лишь когда закрыли больничку и школу - стали разъезжаться. В деревне остались одни старики. Читаю о судьбе деревни Крутая Дресва - а перед глазами - родной Поной. И обвиняют во всем мужики Марину Павловскую, а на устах поноян был Павел Гуляев - такой же бездумный исполнитель воли чиновников свыше. В прощальном письме Мария Павловская пишет: «Беда и вина, что раньше не думала... Так хоть вы думайте!.. Ищите... Без меня...» B.C. Маслов чутко видит все изменения, что в жизни происходят. В рассказе «У Стивидорного» особенно ощутимо то, как теряется под влиянием бездумного исполнительства способность к добру. Мальчик Артюга - в сенокосной бригаде один мужчина. Посылают его бабы на рыбалку к Стивидорному ручью, дня натри, глядишь, и наловит камбал на уху. Голодает бригада. Малец и ведет себя по-мужски, по-взрослому. Понимает и время, и ситуацию. Добро для людей делать - этому научила его жизнь деревни, он видел каждодневно, как открывается в ежедневной борьбе в дни военного лихолетья чистейшие родники нравственной чистоты и духовной стойкости. Поймав пять камбал (не пошла рыбалка!), Артюга твердо решил, что улов - для бригады. Он отломил крошки от лепешки и пошел по берегу ручья искать ягоды. Нашел кислицу (красную смородину), куст невелик. Сытости не дал. Но тут повезло - нашел дикий лук. Весь оборвал. И ел, макая пучки лука в соль и запивая водой. И в следующий прилив не принесла вода рыбы, снова пять небольших камбал. И снова — для бригады. А тут - беда! В няшс ручья тонут люди. Знал, что выбраться сами не смогут, что это люди не местные. Местные знают, что вброд ручей нельзя переходить, в трясине няши завязнешь. А тут еще с моря большая вода прибывает, вот-вот зальет людей. Мальчик срывает дверь избушки, и плот добирается до тонущих людей. Артюга спасает их. А это рыбнадзор и 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz