Кузнецова, В. Е. Наследие С. Есенина - "Времен связующая нить" (проблема деревни в творчестве С. Есенина и В. Маслова // III Масловские чтения : региональная научно-практическая и литературно-художественная конференция памяти В. С. Маслова, 15-16 дек. 2004 г. / Федер. агентство по образованию "Мурм. гос. пед ун-т". - Мурманск, 2005. - С. 18-21.

В.Е. Кузнецова НАСЛЕДИЕ С. ЕСЕНИНА -«ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ» (Проблема деревни в творчестве С. Есенина и В. Маслова) Тревога о народе русском, желание разобраться, что это за чудо русский народ - и в чем он видит смысл бытия, составляют основу творчества С. Есенина и В. Маслова. В 1915 г. С. Есенин в повести «Яр», размышляя о русском народе по-русски откровенно, хотел помочь читателю России познать неизъяснимую душу народа, хотел познакомить его с русской деревней. От главы к главе рисует Есенин сцены народной жизни, всё резче, всё психологически углубленнее проявляется водораздел между теми, кто угнетал народ, старался удержать мужика в покорности и повиновении, и теми, кто трудился в поте лица на земле своей. Чухлинский помещик обманным путем, подкупив инженеров-земле- устроителей, захватил принадлежащий крестьянам участок земли - их ГТасик. Крестьяне пытались по справедливости решить дело. Собравшись на сход, они обсудили, как их обманывали и как доказать свои права на землю. Уповали на Суд. Но суд был подкуплен. Им отказали. Беззаконие властей, несправедливое решение Суда разбудили в душе народа обиду, ненависть к помещику. Какое уж тут смирение! Нарастал гнев в душе народа! «Молчаливая боль застудила звенящим льдом на сердце крестьян все раны...» Молчаливая, разрозненная толпа мужиков постепенно превращается в грозную силу. Да, бесчеловечность власть имущих довела мужиков до бунта. Россия, растерзанная насилием и ложью, болью диктовала Есенину строки повести о нелегкой судьбе чухлинских крестьян. Да, для Есенина русский мужик никогда не был «забавной игрушкой». Он знал народ свой непонаслышке. Знал, какова напряженная духовная жизнь русского мужика; знал его стремление утвердить себя в деле; знал его готов­ ность жертвовать собой ради счастья людей; знал о кротком смирении и показной доброте русского человека, о его чести и достоинстве. Есенин - поэт, вышедший из крестьянской среды и всегда гордившийся своим происхождением, запечатлел неспокойное время, современником которого он был. Стремление Есенина разобраться в сущности переломного момента диктовалось желанием «найти согласие между прошлым и будущим». А для России, считал Маслов, время всё неспокойное было. По его произведениям можно изучать жизнь - быт, нравы, судьбу народа, состояние русского Севера и всей России в двадцатом столетии и не только. Хорошая, добротная национальная основа, стержнем которой является вера в Бога и любовь к России, отличала Виталия Семеновича Маслова. Писатель считал, что разрушение в душах россиян было начато с разрушения веры в Бога, с безбожия. В его рассказе «Свадьба» инструктор райкома Павловская, приехав 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz