Кузнецова, В. Е. Поморская частушка // Классика и современность: актуальность, традиции, новаторство / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2004. - Т. 2. - С. 29-32.

В.Е. Кузнецова ПОМОРСКАЯ ЧАСТУШКА На Терском берегу с фольклорными изысканиями-исследованиями Дмитрий Михайлович Балашов побывал не раз, исходил много сёл, до Варзуги, до Кузомени, до Чапомы дошёл. А до Поноя не добрался. Заворожило песенное село Варзуга песнями поморскими, сказами былинными. Помнили ещё жёнки помор­ ские обряды свадебные, песни венчальные, плачи да причеты, приговоры да частушки. Вот и набрались те запевы для книги «Русские свадебные песни Терского берега Белого моря». Юлия Евгеньевна Красовская и Дмитрий Михайлович Балашов в книге не только обряды описали, тексты песен дали, но и нотную запись каждой песни. Времена настали другие - и с ростом грамотности устное народное творчество пошло на убыль. Всё реже звучат старинные народные песни. Нет песен, нет былин, нет сказок. А с разорением деревень и со­ всем пошло на убыль песенное народное творчество. «Только в Варзуге я понял, что такое настоящая русская культура», - сказал Дмитрий Михайлович Балашов. Эти слова и выведены на мемориальной доске Дмитрию Балашову в Варзуге. В честь знатока слова русского, ценителя культуры поморской песенной была открыта эта доска 13 сентября 2003 г. Ушло в «небытие» загубленное властями поморское село Поной. Но живёт оно в моей памяти жи­ выми голосами поноян, песнями народными да частушками поморскими. Песни старинные затихали, а час­ тушка выжила, благодаря своей оперативности, озорству, мгновенной реакции на жизнь и шла в ногу с ве- Николай Старшинов отмечает, что оперативность частушки была подмечена ещё в книге «Россия» (полное географическое описание нашего Отечества), вышедшей в 1889 г. под редакцией П.П. Семёнова- Тяныианского: «Содержание частушек весьма разнообразно: в них народ, хотя и поверхностно, откликает­ ся на все явления современной жизни, высказывает им своё сочувствие или не сочувствует, критикует их, иронизирует над ними». Ещё более ощутимый вклад в дело утверждения частушки как жанра внёс замечательный учёный, философ, священник Павел Александрович Флоренский, выпустивший в 1909 г. в Костроме брошюру «Со­ брание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда», не только собравший их, но и написавший к этому изданию прекрасное предисловие. Кстати, в этом предисловии, написанном почти 100 лет назад, Флоренский высказал такое опасение: «Возможно, что лет через 10-15 не останется и следа от многих бес­ ценных сокровищ фольклора, которыми владеет наша Родина. Пока можно ещё, пока есть время, надо со­ хранить, что успеем ...» Тревога Флоренского за судьбу «бесценного сокровища фольклора» оказалась поистине пророче­ ской. И поклон низкий Дмитрию Балашову и Юлии Красовской, успевшим записать свадебные песни Бе- ломорья, поклон и другим исследованиям поморского фольклора. Но о частушках - увы - написано немно­ го. О поморской частушке. Не дошли экспедиции фольклорные до Поноя. А к 70-му г. село объявили не­ перспективным. Село, которое стоит на берегу реки Поной, впадающей в Белое море, относится к Терскому берегу. Песенное село. По выговору и стаги чуть иное. Недаром говаривали: норов понойский, говор мос­ ковский, а лукавство поморское. В Поное частушки пели и своего сочинения, и те, что пела вся страна. И в 30-е гг. были частушки признаны официально. Но народ в этих «узаконенных» частушках выглядит тупо­ вато. К народному творчеству, я думаю, отнести их нельзя. Скорее, это частушки «по заказу». Вот частуш­ ки «на злобу дня» из посёлка Териберка: Кулака мы победили, А священник присмирел, Нет вреда от мироедов, Есть простор для наших дел. Или частушки 1934 г. (Териберка): Обучили нас в ликбезе, Сеет, пашет, боронит Переходим в ШКМ, Трактор в нашем поле. Власть Советская настала, Ваня смотрит, говорит: Не останемся без дел. «Кончилось бездолье!» Ни образности, ни остроты, ни юмора, ни жизни нет в этих частушках. Всё банально, бездарно... А народ напевал свои, неподцензурные, не прикормленные с барского стола частушки: Едет Ленин на телеге И котомка на боку. - Ты куда, Володя, едешь? - Реквизировать муку. Петь такие частушки было опасно, за них исполнители получали немалые сроки. Мой отец за эту частушку получил 10 лет и был отправлен в Архангельский ГУЛАГ, где и встретил свой смертный час. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz