Кузнецова, В. Е. Поморская частушка // Классика и современность: актуальность, традиции, новаторство / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2004. - Т. 2. - С. 29-32.
В.Е. Кузнецова ПОМОРСКАЯ ЧАСТУШКА На Терском берегу с фольклорными изысканиями-исследованиями Дмитрий Михайлович Балашов побывал не раз, исходил много сёл, до Варзуги, до Кузомени, до Чапомы дошёл. А до Поноя не добрался. Заворожило песенное село Варзуга песнями поморскими, сказами былинными. Помнили ещё жёнки помор ские обряды свадебные, песни венчальные, плачи да причеты, приговоры да частушки. Вот и набрались те запевы для книги «Русские свадебные песни Терского берега Белого моря». Юлия Евгеньевна Красовская и Дмитрий Михайлович Балашов в книге не только обряды описали, тексты песен дали, но и нотную запись каждой песни. Времена настали другие - и с ростом грамотности устное народное творчество пошло на убыль. Всё реже звучат старинные народные песни. Нет песен, нет былин, нет сказок. А с разорением деревень и со всем пошло на убыль песенное народное творчество. «Только в Варзуге я понял, что такое настоящая русская культура», - сказал Дмитрий Михайлович Балашов. Эти слова и выведены на мемориальной доске Дмитрию Балашову в Варзуге. В честь знатока слова русского, ценителя культуры поморской песенной была открыта эта доска 13 сентября 2003 г. Ушло в «небытие» загубленное властями поморское село Поной. Но живёт оно в моей памяти жи выми голосами поноян, песнями народными да частушками поморскими. Песни старинные затихали, а час тушка выжила, благодаря своей оперативности, озорству, мгновенной реакции на жизнь и шла в ногу с ве- Николай Старшинов отмечает, что оперативность частушки была подмечена ещё в книге «Россия» (полное географическое описание нашего Отечества), вышедшей в 1889 г. под редакцией П.П. Семёнова- Тяныианского: «Содержание частушек весьма разнообразно: в них народ, хотя и поверхностно, откликает ся на все явления современной жизни, высказывает им своё сочувствие или не сочувствует, критикует их, иронизирует над ними». Ещё более ощутимый вклад в дело утверждения частушки как жанра внёс замечательный учёный, философ, священник Павел Александрович Флоренский, выпустивший в 1909 г. в Костроме брошюру «Со брание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда», не только собравший их, но и написавший к этому изданию прекрасное предисловие. Кстати, в этом предисловии, написанном почти 100 лет назад, Флоренский высказал такое опасение: «Возможно, что лет через 10-15 не останется и следа от многих бес ценных сокровищ фольклора, которыми владеет наша Родина. Пока можно ещё, пока есть время, надо со хранить, что успеем ...» Тревога Флоренского за судьбу «бесценного сокровища фольклора» оказалась поистине пророче ской. И поклон низкий Дмитрию Балашову и Юлии Красовской, успевшим записать свадебные песни Бе- ломорья, поклон и другим исследованиям поморского фольклора. Но о частушках - увы - написано немно го. О поморской частушке. Не дошли экспедиции фольклорные до Поноя. А к 70-му г. село объявили не перспективным. Село, которое стоит на берегу реки Поной, впадающей в Белое море, относится к Терскому берегу. Песенное село. По выговору и стаги чуть иное. Недаром говаривали: норов понойский, говор мос ковский, а лукавство поморское. В Поное частушки пели и своего сочинения, и те, что пела вся страна. И в 30-е гг. были частушки признаны официально. Но народ в этих «узаконенных» частушках выглядит тупо вато. К народному творчеству, я думаю, отнести их нельзя. Скорее, это частушки «по заказу». Вот частуш ки «на злобу дня» из посёлка Териберка: Кулака мы победили, А священник присмирел, Нет вреда от мироедов, Есть простор для наших дел. Или частушки 1934 г. (Териберка): Обучили нас в ликбезе, Сеет, пашет, боронит Переходим в ШКМ, Трактор в нашем поле. Власть Советская настала, Ваня смотрит, говорит: Не останемся без дел. «Кончилось бездолье!» Ни образности, ни остроты, ни юмора, ни жизни нет в этих частушках. Всё банально, бездарно... А народ напевал свои, неподцензурные, не прикормленные с барского стола частушки: Едет Ленин на телеге И котомка на боку. - Ты куда, Володя, едешь? - Реквизировать муку. Петь такие частушки было опасно, за них исполнители получали немалые сроки. Мой отец за эту частушку получил 10 лет и был отправлен в Архангельский ГУЛАГ, где и встретил свой смертный час. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz