Кузнецов, Н. А. Затонувшие в Арктике : аварии и катастрофы в полярных морях / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2015. - 31, [1] с. : цв. ил., фот., карты. - (Библиотека полярных исследований).

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ СУДНА: Валовая грузоподъемность - 1384 т Длина - 73,43 м Ширина - 10,9 м Осадка (порожняком/в полном грузу) - 4 ,3 2 /5 ,4 3 м Мощность паровой машины тройного расширения - 2000 и.л.с. В 1932 г. «Сибиряков» вписал свое имя в историю освоения Арктики. Под коман­ дованием капитана В. И. Воронина и на­ чальника экспедиции О. Ю. Шмидта па­ роход, выйдя из Архангельска 28 июля, к 1 октября впервые прошел весь Северный морской путь за одну навигацию. В декабре того же года Капитан «Сибиряков» получил орден Красного Знамени. Тогда же М. Г, Марков, судно переподчинили Главному управлению Северного Из собрания МОрСКОГО пути. Российского Работа в Арктике непроста и опасна. Не избежал ава- государственного рий И «Сибиряков», впервые ОКазаВШИЙСЯ В критической музея Арктики ситуации в 1923 г. 24 февраля он вышел из Архангельска и Антарктики для работы на зверобойном промысле. У Инецкого маяка (Санкт- парОХОД, ДВИГавШИЙСЯ ЗаДНИМ ХОДОМ, И З-За неОПЫТНОСТИ Петербург) вахтенного ш т у р м а н а сильно ударился кормой о тороси­ стую льдину. В результате удара рулевое устройство пол­ ностью вышло из строя, и судно до конца марта дрейфо­ вало во льдах. После того как его вынесло на чистую воду, второй штурман С. Рыбников предложил использовать айсбимс (аварийный брус) в качестве баллера руля. Таким образом удалось дойти до Зимнегорского маяка, откуда «Сибиряков» пришел в Архангельск на буксире ледокола «Степан Макаров». Спустя 13 лет ледокольный пароход вновь оказался на грани гибели. 24 ноября 1936 г. «Сибиряков» шел из Мурманска в Архангельск, когда его капитан М. Г. Марков получил телеграмму с просьбой эвакуировать раненного на охоте механика полярной станции «Озерная». В 10:55 судно на полном ходу выскочило на скалу в проливе Кар­ ские Ворота в 3-х милях от берега. Попытки сняться самостоятельно не удались - паро­ ход крепко сидел на камнях. Он получил пробоины в пер­ вой и второй балластных цистернах, 3-й трюм заполнился 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz