Кузнецов, Н. А. Затонувшие в Арктике : аварии и катастрофы в полярных морях / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2015. - 31, [1] с. : цв. ил., фот., карты. - (Библиотека полярных исследований).

гидрографическим управлением морской карте, так и на лоцманской карте, выпущенной Министерством путей со­ общения. Более того, уже после гибели «Вайгача» ему уда­ лось выяснить, что суда выскакивали на этот риф и ранее (в частности, пароход «Лена» в 1912 г.). Рапорт завершали слова: «Можно думать, что если бы был какой-либо орган, ответственный за безопасность мореплавания в этом море, то естественно все эти сведения [имеются в виду результаты ра­ бот землемерной экспедиции 1909-1912 гг., организованной Управлением государственных имуществ Енисейской губер­ нии, переданные в Главное гидрографическое управление, но не нашедшие отражения на морских картах. - Н. К.] были бы собраны и опубликованы раньше и вверенной мне экспе­ диции не пришлось бы платить за получение этих данных такой ужасной ценой - ценой гибели корабля». Отправка в Красноярск части команды «Вайгача» во главе с П. В. Тихменевым официально была организована для возможного участия моряков в гидрографических ра­ ботах в устьях Оби и Енисея. По версии (на наш взгляд, весьма достоверной) советского исследователя К. А. Бо­ гданова, «фактически, Вилькицкий спасал своего шури­ на от наказания архангельских властей за гибель судна». 23 мая 1919 г. Вилькицкий телеграфировал в Омск: «Про­ шу оповестить старлейта Тихменева, мичмана Подгорного и прапорщика Андрианова, что Временное Правительство Северной Области указало 21 мая постановлением № 3 прекратить дело о причине гибели гидрографического судна «Вайгач», не найдя в действиях лиц командного со­ става служебных и навигационных упущений и признаков преступления и проступка». П. В. Тихменев храбро сра­ жался в вооруженных силах правительства А. В. Колчака и погиб осенью 1919 г., став одним из последних георгиев­ ских кавалеров Российского флота. После получения телеграммы об аварии «Вайгача» (ее доставили в Архангельск лишь 15 сентября) командование Флотилией Северного Ледовитого океана начало предпри­ нимать меры для организации его спасения. Первоначаль­ но на помощь планировали отправить пароход «Соловей Будимирович», но командующий флотилией сразу же предположил, что «позднее время года и совершенная неизвестность характера работ по снятию «Вайгача»... заставляют предусматривать возможность зимовки всех 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz